Цифровизация школы: вынужденная, но важная

Предыдущая статья Следующая статья

На журфаке МГУ прошел круглый стол «Цифровая медиаграмотность школьных учителей: опыт дистанционного онлайн-обучения»

17 ноября на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся круглый стол в онлайн-формате «Цифровая медиаграмотность школьных учителей: опыт дистанционного онлайн-обучения», проведённый при поддержке Российской академии образования. В ходе плодотворной дискуссии участники обсудили такие актуальные вопросы, как использование цифровых медиатехнологий в педагогике, эффективность школьного дополнительного образования в режиме онлайн, специфику организации медиаклассов в образовательных учреждениях и их функционирования в дистанционном формате.

©Екатерина Петушкина / Журналист Online

Модератор заседания, профессор, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО Елена Леонидовна Вартанова в самом начале встречи подчеркнула тот факт, что о дистанционных технологиях на этом круглом столе подразумевалось говорить в прошедшем времени, однако пандемия коронавирусной инфекции оказалась очень коварной. Но при этом такая ситуация делает тему круглого стола ещё актуальнее и злободневнее, ведь можно вынести на повестку те вопросы, которые могут решаться прямо сейчас.

Конференция была открыта профессором, членом-корреспондентом РАО Борисом Анатольевичем Каревым. В ходе своей приветственной речи академик заострил внимание участников на том, насколько важно в современном мире проверять истинность и точность медиаинформации, с которой мы работаем. Вопросы верификации и проверенности медиаконтента в условиях его изобилия очень важны. По мнению Карева, на сегодняшний день актуальна серьёзная проблема грамотного отбора информации и медиаграмотности в целом. Борис Анатольевич считает, что в наши дни необходимо привлекать как преподавателей в сфере медиа, так и других педагогов для достижения более комфортной среды в информационном и образовательном пространстве.

Продолжила заседание директор ГБОУ «Школа № 1253» г. Москвы Наталья Андреевна Акулова, представив доклад «Преимущества использования цифровых медиатехнологий в работе учителя». Педагог рассказала об образовательном учреждении и уникальной стратегии создания профильного медиакласса в рамках школьной программы. Обучаясь по такой программе, ребята приобретают коммуникативные умения, навыки публичного выступления, учатся работать с информацией и текстом, знакомятся со способами его визуализации и представления. Кроме того, ученики овладевают навыками работы в интернет-среде и различных электронных программах. Особое внимание уделяется таким уникальным дисциплинам, как медиатехнологии и индивидуальный проект. С 2018-2019 учебного года школа 1253 сотрудничает с факультетом журналистики МГУ. В рамках этого «тандема» проводятся профориентационные мероприятия для будущих медиаэкспертов. Помимо этого, уделяется большое внимание предпрофессиональной подготовке учащихся. Так, ребята посещают различные тематические экскурсии в корпорации таких медийных гигантов, как Bloomberg или VMLY&R, участвуют в мастер-классах известных телеканалов, работают в школьном пресс-центре и участвуют в профильных конкурсах.

 Наталья Андреевна рассказала о новых технологиях в образовании, которые успешно применяются в медиаклассе. В прошлом учебном году ученики создали собственную интернет-площадку по курсу «Индивидуальный проект», широко используются такие платформы, как Miro, Tilda, Canva и Slack. Стоит отметить, что ребята осваивают и общие полезные навыки, например, они уже в школе учатся создавать грамотное и креативное резюме. Успешность такого проекта подтверждает то, что ребята продолжили учиться в направлении медиа, когда стали выпускниками. Сегодня это студенты престижных профильных факультетов ведущих вузов столицы: МГУ, ВШЭ, РГГУ, МГИМО, ВГИК, Финансового Университета и других.

Главный редактор «Учительской газеты» Арслан Дагирович Хасавов говорил о цифровизации школы. Вместе с участниками круглого стола журналист попытался найти ответ на вопрос, что же это: крушение традиций или точка роста в образовании. «Моя мечта – чтобы в каждой школе был, как минимум, кружок по журналистике, а, как максимум, - профильный класс по журналистике», - именно этими словами, которые Хасавов произнёс тремя годами ранее на вручении премии по журналистскому образованию, началась его презентация. Арслан Дагирович подчеркнул неоспоримую важность медийного образования и обратил внимание на реализацию проекта по созданию московских медиаклассов при поддержке факультета. О старте этой программы объявил мэр города Сергей Семёнович Собянин на одном из городских педагогических советов. Однако говоря непосредственно о той самой цифровизации, журналист отметил назревшую проблему цифрового неравенства регионов России. Москва на сегодняшний день обладает колоссальными электронными образовательными ресурсами: порталом МЭШ (прим. автора – Московская электронная школа), в котором возможности реализации дистанционного обучения разрабатываются заблаговременно, готовыми онлайн-уроками с использованием широких интернет-платформ. В то время как в ряде регионов России наблюдаются серьёзные проблемы в этой сфере: от экономических (отсутствие соразмерного с московским финансирования) до технологических (невозможность обеспечения стабильной работы интернета). На повестке дня – создание единой цифровой образовательной площадки. В ходе выступления Хасавов анонсировал этот проект, который будет называться «Моя школа» и входить в программу национального проекта «Образование» Министерства просвещения России. Этот сервис будет включать в себя и сценарии уроков, и электронный дневник учащегося, и встроенную программу для видеоконференций, и портал обратной связи с родителями ученика.

Традиционная школа, безусловно, меняется. А пандемия коронавирусной инфекции стала тем фактором, который ускорил эти изменения в десятки раз. Если же раньше, как справедливо отметил докладчик, родители могли отвести ребёнка в школу и детально рефлексировать на тему всего связанного со школой, условно, только на родительских собраниях, то сейчас они сами активно вовлекаются в учебный процесс. Школа невольно «проникает» в дома и семьи своих учеников. Ожидаемо у взрослых возникает много вопросов и к школьной программе, и к процессу обучения в принципе. Когда всё вернётся на круги своя, эти вопросы будут требовать ответов. 

Ирина Николаевна Гринёва, научный сотрудник Ресурсного центра русского языка МГОУ, так же приняла участие в заседании в роли выступающего. Темой её доклада стало участие школьников в онлайн-конкурсах как инструмент повышения эффективности онлайн-обучения. Гринёва рассмотрела это явление на примере регионального онлайн-конкурса юных любителей словесности «Шибко ошибка!», который прошёл в рамках X Медианедели под патронажем Союза журналистов Подмосковья. Цель этого мероприятия заключается в выявлении одарённых учащихся, которые интересуются медиасферой и русским языком. Конкурс проходил впервые и уже тогда собрал внушительное количество заявок на участие – 53. Соревнующимся ребятам было предложено провести увлекательный анализ повседневного рекламного контента на выявление ошибок: от частных вывесок до глобальных кампаний известных брендов. Итоги конкурса показали, что наиболее уязвимый в этом плане контент – уличные объявления и рекламные интернет-сообщества. В то время как наиболее грамотной рекламой стала та, которая транслируется на телевидении и в радиоэфирах. Участники конкурса тем самым не только укрепили свои знания родного языка и приобрели навыки настоящих редакторов и корректоров, но и познакомились с особенностями этих профессий. Не случайно профориентация – одна из главных задач, которую ставили перед собой организаторы. 

Разумеется, рассмотрение вопросов об онлайн-образовании было бы, возможно, недостаточно полным без участия родителей, которые как никто лучше может рассказать об очевидных преимуществах или же серьёзных недостатках такого формата. Заседание завершилось выступлением известной российской телеведущей Ирины Сергеевной Сашиной, многодетной мамы. Говоря о проблемах, Ирина заострила внимание слушателей на несовершенстве связи и интернет-соединения, которое периодически делало обучение ребят весной трудным. Кроме того, она отметила необходимость курирования своего ребёнка во время учебного процесса из-за того, что раньше доступ к компьютеру для малыша был лимитирован. Телеведущая подчеркнула, что вынужденный резкий переход к «неограниченности» стал для ребёнка незнакомым и, как мы видим, на первых порах даже трудным. Безусловно, с приходом «дистанционки» участие родителей в учебном процессе стало почти что неотъемлемым, поскольку помощь и контроль в этом случаи обязательны. Однако, по мнению Ирины, обучение онлайн стало сильным катализатором для развития самодисциплины для детей, и, несмотря на такие глобальные «новшества», ребята более чем успешно закончили учебный год 2019-2020. 

22.11.2022
«О видящий! Закрой глаза и смотри»
Вадим Демчог, театр «Арлекиниада» и спектакль, в котором играют зрители
04.07.2023
Миллион безбородых ирисов
Открылась выставка безбородых ирисов в "Аптекарском огороде"
26.07.2021
«Любые изменения в поведении питомца — повод задуматься»
Зоопсихолог Вера Кострамичева — о профессии, расстройствах домашних животных и ошибках хозяев
06.06.2022
Театр на вольных хлебах
Молодой режиссер Дарья Егорова про свой путь в профессии и объединении «На вольных хлебах»