В рамках проекта «Мослекторий», предложенного телеканалом «Москва 24», Е.Л. Вартанова прочитала открытую лекцию на тему: «Человек медийный: как создаётся и распространяется информация в цифровую эпоху».
Декан рассказала о производстве контента в современных средствах массовой информации и о новом, медийном человеке – человеке, погруженном в цифровую среду. Он пытается осмыслить свою жизнь в рамках новых условий. «Медиатизировано наше чувство самореализации: сколько лайков вам поставили, сколько раз вашей ссылкой поделились, во столько раз вы будете ощущать себя счастливее и удовлетвореннее».
В этих условиях «мы не ставим перед собой вопрос: это газетчик написал или человек, который не имеет никакого отношения к профессиональному производству контента?». Новые медиа создали особую среду, в этой среде авторство зачастую не интересует потребителя.
Каналы и технологии коммуникации определяют стадию развития общества. По мере технического прогресса средства массовой информации приобретали все большее распространение и доступность, буквально меняли жизнь людей. С появлением цифрового формата в информационную игру вступили все: и профессионалы, и любители. «The medium is the message» – знаменитая формула Маршалла Маклюэна все еще актуальна для развития современных СМИ.
Несмотря на стремительные изменения в информационном поле, модель распространения контента остается той же, что и много лет назад. Схема информационного производства Портера универсальна. Сырьем для журналистики является окружающая нас реальность, которая преобразовывается благодаря гейткипингу – умению журналиста извлечь определенную информацию из беспорядочного потока сведений.
«Журналист хорош и медиа хороши тогда, когда они рассказывают о том, что происходит вокруг нас. Даже когда мы говорим о фейках, мы понимаем, что речь идет о неправильно произведенном сырье».
В момент формирования характер контента определяют три уровня его производства: общественные и индивидуальные ценности, профессиональная этика и индустриальные стандарты.
«Очень часто у журналиста отсутствует представление о профессиональной этике, особенно это проявляется в периоды бурного развития журналистики или, наоборот, в периоды спада. Но профессиональная этика – важна всегда, это своего рода стандарты, которые обязательны для всех журналистов. Например, проверка информации».
Безусловными чертами современного медиапроцесса являются медиаконвергенция и медиатизация. Первая – объединение всех типов контента, которые ранее были разбросаны по разным платформам. Произошла она благодаря цифровизации медиа, ставшими в свою очередь гибридными.
«Вот здесь, я вижу, корреспонденты нашего студенческого радио. Вы знаете, как они берут интервью? Они скажут: «Встаньте так, мы вас сфотографируем». А я говорю: «У вас же радио». На что мне отвечают: «Наше радио – это гибрид, потому что мы фотографируем, мы даем видео, мы даем аудио и даже текст пишем».
Вторая черта – медиатизация – отражает процесс трансформации общества.
Сегодняшние медиа непросто классифицировать в старых понятиях. Но совершенно точно можно сказать, что большая часть нашей жизни уже медиатизирована. Цифровая медиаграмотность каждого последующего поколения увеличивается. Взгляды на мир стремительно меняются с развитием технического прогресса и обилием источников информации.
В России зарегистрировано большое количество СМИ, но не все они функционируют. В противовес им существуют блоггеры с большими аудиториями. Главный парадокс нашей медиасреды заключается в том, что объемы рекламы растут быстрее вопреки состоянию экономики.
У 73% населения есть доступ к Интернету, и это во многом определяет характер медиапроцессов. Основные интернет-ресурсы, которыми пользуются люди, не медийные и, по сути, не являются частью журналистского пространства.
«Когда люди говорят: «Я в Яндексе читал новость», – что они имеют в виду? Новость на канале «Москва 24» или «Вести 24»? Или в газете «Комсомольская правда»? Фигура журналиста начинает исчезать из этого большого пространства, в котором самые разные производители информации борются за наше внимание. А если журналист исчезает, то спросить вроде как и не с кого».
Тем не менее Елена Леонидовна считает, что журналисты остаются актуальными производителями информации. Журналистика все еще выполняет свои функции в обществе. Исследователям, к сожалению, не совсем ясно, в какую сторону она будет развиваться, так как это очень зависит от технологического прогресса.
На лекции присутствовали как профессиональные журналисты и студенты нашего факультета, так и просто заинтересованные слушатели. В ходе дискуссии обсуждались проблемы, связанные с поиском правдивой информации в огромном потоке новостей, и тенденциозность некоторых СМИ. Е.Л. Вартанова отметила, что считает медиаграмотность и умение распознавать достоверные сведения одним из самых необходимых качеств современного человека. На примерах из истории зарубежной и русской журналистики она объяснила, что СМИ, изначально создававшиеся как инструмент политической борьбы, неизбежно будут отражать разные точки зрения.
Лекции «Мослектория» проходят каждый понедельник в Заповедном центре парка «Зарядье». Посетить их могут все желающие, необходимо только записаться.