«Новая валюта современного времени – медиа, медиатизация»

Предыдущая статья Следующая статья

В парке «Зарядье» прошла лекция Елены Леонидовны Вартановой – декана факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

В рамках проекта «Мослекторий», предложенного телеканалом «Москва 24», Е.Л. Вартанова прочитала открытую лекцию на тему: «Человек медийный: как создаётся и распространяется информация в цифровую эпоху».

©Арина Галицкая

Декан рассказала о производстве контента в современных средствах массовой информации и о новом, медийном  человеке – человеке, погруженном в цифровую среду. Он пытается осмыслить свою жизнь в рамках новых условий. «Медиатизировано наше чувство самореализации: сколько лайков вам поставили, сколько раз вашей ссылкой поделились, во столько раз вы будете ощущать себя счастливее и удовлетвореннее».

В этих условиях «мы не ставим перед собой вопрос: это газетчик написал или  человек, который не имеет никакого отношения к профессиональному производству контента?». Новые медиа создали особую среду, в этой среде авторство зачастую не интересует  потребителя.

Каналы и технологии коммуникации определяют стадию развития общества. По мере технического прогресса средства массовой информации приобретали все большее распространение и доступность, буквально меняли жизнь людей. С появлением цифрового формата в информационную игру вступили все: и профессионалы, и любители. «The medium is the message» – знаменитая формула Маршалла Маклюэна все еще актуальна для развития современных СМИ.

© Арина Галицкая
© Арина Галицкая
© Арина Галицкая
© Арина Галицкая

Несмотря на стремительные изменения в информационном поле, модель распространения контента остается той же, что и много лет назад. Схема информационного производства Портера универсальна. Сырьем для журналистики является окружающая нас реальность, которая преобразовывается  благодаря гейткипингу – умению журналиста извлечь определенную информацию из беспорядочного потока сведений.

«Журналист хорош и медиа хороши тогда, когда они рассказывают о том, что происходит вокруг нас. Даже когда мы говорим о фейках, мы понимаем, что речь идет о неправильно произведенном сырье».

В момент формирования характер контента определяют три уровня его производства: общественные и индивидуальные ценности, профессиональная этика и индустриальные стандарты.

«Очень часто у журналиста отсутствует представление о профессиональной этике, особенно это проявляется в периоды бурного развития журналистики или, наоборот, в периоды спада. Но профессиональная этика – важна всегда, это своего рода стандарты, которые обязательны для всех журналистов. Например, проверка информации».

Безусловными чертами современного медиапроцесса являются медиаконвергенция и медиатизация. Первая – объединение всех типов контента, которые ранее были разбросаны по разным платформам. Произошла она  благодаря цифровизации медиа, ставшими в свою очередь гибридными.

«Вот здесь, я вижу, корреспонденты нашего студенческого радио. Вы знаете, как они берут интервью? Они скажут: «Встаньте так, мы вас сфотографируем». А я говорю: «У вас же радио». На что мне отвечают: «Наше радио – это гибрид, потому что мы фотографируем, мы даем видео, мы даем аудио и даже текст пишем».

Вторая черта – медиатизация – отражает процесс трансформации общества.

Сегодняшние медиа непросто классифицировать в старых понятиях. Но совершенно точно можно сказать, что большая часть нашей жизни уже медиатизирована. Цифровая медиаграмотность каждого последующего поколения увеличивается. Взгляды на мир стремительно меняются с развитием технического прогресса и обилием источников информации.

©Айсель Эюбова

В России зарегистрировано большое количество СМИ, но не все они функционируют. В противовес им существуют блоггеры с большими аудиториями. Главный парадокс нашей медиасреды заключается в том, что объемы рекламы растут быстрее вопреки состоянию экономики.

У 73% населения есть доступ к Интернету, и это во многом определяет характер медиапроцессов. Основные интернет-ресурсы, которыми пользуются люди, не медийные и, по сути, не являются частью журналистского пространства.

«Когда люди говорят: «Я в Яндексе читал новость», – что они имеют в виду? Новость на канале «Москва 24» или «Вести 24»? Или в газете «Комсомольская правда»? Фигура журналиста начинает исчезать из этого большого пространства, в котором самые разные производители информации борются за наше внимание. А если журналист исчезает, то спросить вроде как и не с кого».

Тем не менее Елена Леонидовна считает, что журналисты остаются актуальными производителями информации. Журналистика все еще выполняет свои функции в обществе. Исследователям, к сожалению, не совсем ясно, в какую сторону она будет развиваться, так как это очень зависит от технологического прогресса.
На лекции присутствовали как профессиональные журналисты и студенты нашего факультета, так и просто заинтересованные слушатели. В ходе дискуссии обсуждались проблемы, связанные с  поиском правдивой информации в огромном потоке новостей, и тенденциозность некоторых СМИ. Е.Л. Вартанова отметила, что считает медиаграмотность и умение распознавать достоверные сведения одним из самых необходимых качеств современного человека.  На примерах из истории зарубежной и русской журналистики она объяснила, что СМИ, изначально создававшиеся как инструмент политической борьбы, неизбежно будут отражать разные  точки зрения.

Лекции «Мослектория» проходят каждый понедельник в Заповедном центре парка «Зарядье». Посетить их могут все желающие, необходимо только записаться.

16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
26.02.2022
Гитарное притяжение
Выпускница МГУ Ольга Горовая - о создании сообщества «Guitar gravitation» и любви к музыке
21.07.2021
“Только вы, смартфон и город”
Мобильные фотографы рассказали как пришли к съемке на телефон, насколько это “серьезно” и какие у этого преимущества
20.08.2023
Счастье – это замечать
Доцент соцфака МГУ Елена Новоселова рассказала о том, что такое счастье и из чего оно складывается