В Государственном музее архитектуры имени Щусева прошла выставка уникальных фотографий России начала XX века «Цветные осколки империи». Снимки сделаны Карлом Берггреном, шведским офицером, проживавшим некоторое время в Российской империи.
Фотографии представляют из себя диапозитивы, изображения на пленке, проецируемые при помощи специального аппарата, так называемого «Волшебного фонаря». Берггрен не просто делал снимки, он переносил изображения на стеклянную поверхность и самостоятельно, вручную раскрашивал их. Эти изображения словно маленькие окошки, переносящие нас в далекое прошлое.
В начале выставки перед посетителем открываются виды на Москву-реку, Кремль, храм Христа Спасителя и другие достопримечательности. Затем следуют серия диапозитивов, посвященных окрестностям Москвы и русским деревням. Часть коллекции повествует об отдаленных уголках империи: Берггрену удается запечатлеть быт кавказских народов и жителей Южного Урала, архитектуру Крыма и древнейших городов современного Узбекистана – Самарканда и Бухары.
Вероятно, Карла Берггрена особенно интересовала архитектура. Вот изображение храма Христа Спасителя, который будет разрушен в 30-е годы и возведен вновь уже в 90-х, а вот не менее торжественный Большой театр – он совсем не изменился за столько лет. И еще десятки снимков храмов, дворцов и объектов русского зодчества, каждый из которых по-своему уникален.
Берггрена привлекала многоликая Россия, и это подтверждают его фотографии. По словам внука фотографа, «чем больше он оставался в стране, тем лучше ему хотелось ее узнать». На одних снимках – московские дворцы и царские павильоны, на других – торговые площади Туркестана, передающие колорит Центральной Азии. Фотографу интересен каждый человек, будь то император Николай II или кавказский мальчишка. В объектив его камеры попадают статные кавалеристы и унтер-офицеры, пекари Тифлиса и деревенские жители.
Российская империя начала XX столетия представлена во всем ее многообразии и величии. Кажется, что шведский фотограф стремился показать Россию с лучшей стороны. Даже крестьянство на его снимках не изображено нищим несчастным сословием. Кадры деревенской жизни красочны и живописны. Глядя на фотографии Берггрена, трудно поверить, что в стране нарастали социальные противоречия и политический кризис, что скоро империя будет охвачена пламенем революции и гражданской войны.
В этих «осколках», которые остались от разбившейся империи, автор передает дух того времени. Посетители выставки смогли увидеть Российскую империю глазами иностранца. Серия диапозитивов Берггрена – это коллекция фотографий, на которых запечатлены моменты, отражающие жизнь нашей страны начала 1900-х годов.