На Малой сцене Театра Гоголя состоялся спектакль «Мещане. Попытка прочтения» Сергея Голомазова. Это первая постановка, которая вошла в репертуар театра в этом сезоне.
Постановка по пьесе Максима Горького возникла как дипломный спектакль выпускников актёрского факультета ГИТИС. Выпуск спектакля был осуществлен в мастерской народного артиста РСФСР Павла Хомского и заслуженного деятеля искусств России Сергея Голомазова. Постановка «Мещане. Попытка прочтения» не раз становилась лауреатом нескольких театральных фестивалей и премий. В 2018 году спектакль стал обладателем Гран-при XIV Международного театрального фестиваля студенческих спектаклей «Твой шанс».
«Мещане. Попытка прочтения» - это первая постановка, вошедшая в репертуар театра. В пьесе принимают участие как приглашённые артисты, так и актёры, вошедшие в 2022 году в труппу театра: Илья Антоненко, Александр Хотенов, Марк Бурлай.
В постановке Сергея Голомазова вопросы социального статуса уходят на второй план, на первом появляются семейные переживания. Главным в спектакле «Мещане. Попытка прочтения» становится личная драма персонажей, переживающих свою пустоту, никчёмность, жалость к самому себе. Центральная фигура пьесы – зажиточный мещанин Бессемёнов. Его главная проблема кроется в общении с собственными детьми. Пытаясь научить их правилам жизни и общества, отец превращается в настоящего тирана. Его боятся не только родственники, но и квартиранты и нахлебники. И каждый герой переживает этот страх через унижения, пытается принять правила главы семейства. В частности, дочь Бессемёнова Татьяна, которую играет Полина Некрасова, по-своему переживает семейную драму. Даже в попытке самоубийства героиня не находит избавления от страданий. И сын Пётр, в исполнении Александра Хотенова, из-за собственной слабости терпит давление отца.
Спектакль Сергея Голомазова начинается как читка пьесы. Актёры выходят к зрителям с текстом пьесы в руках и читают свои роли в манере, присущей персонажу. После этого актёры постепенно оставляют текст в стороне, и зритель забывает, что это написанная история. Зритель видит персонажа с разных ракурсов, в разных состояниях, но история каждого из них – живая, настоящая история людей, проживающих трагедию собственной судьбы. Особым драматизмом обладает фигура главного героя Бессемёнова в исполнении Ильи Антоненко. Роль Бессемёнова принесла артисту приз за «Лучшую мужскую роль» на открытом фестивале молодёжных театральных коллективов «Виват, театр!». По словам Ильи, работа над героем проходила сложно:
"Персонаж создавался непросто. Мы много разговаривали с режиссером спектакля, моим мастером в ГИТИСе, Сергеем Анатольевичем Голомазовым. Он рассказывал истории из своей жизни, что-то набрасывал, мы вместе пытались найти какой-то образ, отталкивались и от исторических личностей, от своих близких. В результате получился, на мой взгляд, многогранный персонаж".
Но несмотря на все трудности создания героя и его истории, роль Бессемёнова остаётся для актёра одной из самых любимых и почитаемых:
"Мой герой - тяжелый, непростой человек, с которым приходится мириться, - это большое горе для всех. Но я обожаю своего персонажа - эта роль просто кладезь и находка. Всегда интереснее играть неоднозначных героев".
Это одна из самых сильных постановок в репертуаре Театра имени Н.В. Гоголя на сегодняшний день. Надеемся, что театр подарит зрителям ещё больше подобных пьес в исполнении талантливых актёров.