"Там пациенты без наркоза открывают рот!"

Предыдущая статья Следующая статья

Искусствовед Мария Зотова прочитала лекцию о северном модерне Санкт-Петербурга начала XX века

6 июля на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» прошла лекция «Самый северный модерн. Архитектура начала XX века в Санкт-Петербурге». Все желающие смогли узнать об особенностях развития модерна в северной столице России. Лекцию прочитала искусствовед, блогер и экскурсовод Мария Зотова. 

©Стефания Кауфман / Журналист Online

Каждый из нас мечтал хотя бы раз попасть в прошлое, увидеть, как жили люди несколько веков назад. Многие произведения искусства были посвящены машине времени. Однако учёные утверждают, что создать это устройство невозможно по ряду определённых причин. Но что, если мы можем попасть в прошлое, просто оглянувшись вокруг себя? Это и доказала Мария Зотова на лекции о северном модерне, зародившемся и существовавшем в Санкт-Петербурге. «Они неодинаковые, они про всё то, что творится в мире в тот момент», — такими словами лектор описала пять панно, которые до сих пор украшают выполненный в стиле “модерн” Доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского в Петербурге.

Уникальную информацию получили слушатели и о зарождении стиля «северный модерн». Мария отметила: несмотря на распространённый по всему миру стиль модерна, отличающийся использованием изображений цветов, растений и насекомых, в Петербурге также прижился более строгий стиль Финляндии и Швеции, который и получил название «северный модерн». Он отличался асимметричностью, необработанной каменной выкладкой на первых этажах, керамической плиткой, а также скульптурами лесных животных. Причиной зарождения этого стиля в северной столице можно считать ее расположение: архитекторам было ближе и проще ездить именно в скандинавские страны.

История о развитии модерна в Санкт-Петербурге также сопровождалась фактами о строительстве особняков в этом стиле на заказ. Одним из ярчайших примеров является особняк С. Н. Чаева. Помимо стиля “модерн”, второй отличительной особенностью этого здания можно считать условие самого заказчика: по проекту в особняке не должно было быть «темных углов». Архитектор В. П. Апышков, работавший над чертежом особняка, успешно справился с этой непростой задачей. «Там пациенты без наркоза открывают рот!» — так описала Мария Зотова этот памятник северного модерна, который сейчас функционирует как стоматология. 

Стоит отметить, что не только особняк С. Н. Чаева подвергался изменениям со стороны заказчика: подобные доработки происходили с каждым строением в стиле “модерн”. Материалы для стройки были дорогими, поэтому подобные изыски могли себе позволить только хорошо обеспеченные люди. Именно это послужило одной из причин нераспространения северного модерна.

Несмотря на всю удивительную красоту, которую подарил северный модерн Санкт-Петербургу, стиль не задержался надолго в России. Слишком многие факторы были против этого: дорогие материалы, критика стиля, политические проблемы. Поэтому уже к 20-ым годам XX века северный модерн прекратил своё существование. «Как только он появился, его воспринимали чем-то чужеродным, а потом началась Первая мировая война… Не было шанса в тот момент у архитектуры выжить», — комментирует Мария Зотова. 

10.11.2022
«Ночь искусств» в Театре имени Н. В. Гоголя
Корреспондент "Журналиста Online" увидел новое выступление актёрской труппы
14.10.2024
Между кухней и луной
Выставка в Фундаментальной библиотеке МГУ  вновь открыла двери для участников фестиваля НАУКА 0+
25.06.2024
"Мы убили поп-культуру?"
На ВДНХ прошла лекция о взаимовлиянии поп-культуры и медиа
17.12.2023
Создаём контент вместе с Минобром
На журфаке МГУ прошло открытие региональной площадки студенческого Медиацентра Минобрнауки