Цифровое будущее российской журналистики

Предыдущая статья Следующая статья

В МИА «Россия сегодня» прошел X Форум деловых СМИ

На секции «Цифровая журналистика» в качестве модератора выступила декан факультета журналистики МГУ Елена Леонидовна Вартанова, свои проекты представили научные сотрудники факультета, а также Сергей Вартанов из Московской школы экономики, Виктор Пинчук с РТРС и Сергей Паранько из «Ведомостей».

©Алина Орлова / Журналист Online

Обсуждались такие актуальные вопросы будущего цифровой журналистики, как положение этнических СМИ на национальных языках в медиапространстве, медиапотребление российской молодежи в условиях цифровой среды, переход аналогового ТВ на цифровое.

Открыл секцию доцент кафедры теории и экономики СМИ Андрей Вырковский, представив материалы исследования о современном состоянии медиаиндустрии России в период перехода к цифровому формату. Если сейчас пока доминирует эфирное телевидение, классическая рекламная бизнес-модель превалирует над моделью продажи контента и региональные компании уступают по популярности федеральным и столичным, то в ближайшие годы все может измениться за счет двух векторов  – особенностей медиапотребления и миграции медиа от рекламной бизнес-модели:

«Что касается медиапотребления, то до сих пор, несмотря на явный переход от телевидения к новым медиа, непонятно, насколько глубок и длителен будет этот процесс; то есть понятно, что люди больше погружаются сейчас в «цифру», но далеко не факт, что они полностью в нее уйдут. Что касается второго фактора, понятно, что сейчас медиаэкономика привязана к рекламе, которая продается. Продажа контента все равно на втором месте, и мы видим попытки медиакомпаний как-то из этой ситуации выйти, то есть они пытаются продавать контент. Мы видим феномены, например, цифрового кинотеатра. Но насколько эта штука будет масштабируемой, насколько этот контент удастся продавать, в том числе онлайн, мы до сих пор не понимаем».

© Алина Орлова / Журналист Online
© Алина Орлова / Журналист Online
© Алина Орлова / Журналист Online

Старший научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ Анна Гладкова рассказала о развитии этнических СМИ в цифровой среде. Этнические масс-медиа играют важную роль в контексте выстраивания диалога с другими культурами и представителями различных национальных групп, которых в России свыше 190. Результаты исследования (в котором, кстати, принимали участие факультеты журналистики университетов, представляющих другие национальные группы: Казанского федерального университета, Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова и др.) показали  продолжающееся падение тиражей, закрытие ряда изданий по финансовым причинам, так как в основном все российское общество читает масс-медиа на русском языке. Однако, к счастью, наблюдается развитие и популярность онлайн-версий СМИ на языках этнических групп в республиках.  Появляются также новые проекты в цифровой среде. Например, в прошлом году в рамках второго медиафорума этнических и региональных СМИ, который проходил в Москве, был создан банк обмена этнокультурным видеоконтентом для региональных телекомпаний. Этот проект может помочь расширить аудиторию и привлечь еще больше пользователей. Этнические СМИ в своем развитии сталкиваются с огромным количеством проблем, а именно: отсутствием оригинального контента (когда новости на русском языке просто дословно переводятся и дублируются в билингвальных изданиях на национальном языке), доминированием государственной модели финансирования, отсутствием в ряде случаев специального информационного и программного обеспечения, особых шрифтов для редких языков. 

Завершающим выступлением в области теоретических исследований стал доклад старшего научного сотрудника кафедры теории и экономики СМИ Дениса Дунаса о медиапотреблении российской молодежи в возрасте от 12 до 19 лет. В ходе проведения глубинного интервью с «цифровой молодежью» стало понятно, что цифровая среда – это не аналог, это и есть цифровое пространство, а виртуального пространства не существует, потому что личность целостна и не может в одной своей ипостаси существовать в реале и совершенно в противоположной – в виртуальной реальности. Кроме того, современное цифровое поколение не испытывает негативных эмоций, потому что оно предпочитает  такие социальные формы поведения, как, например, альтруизм, и проявляет себя  людьми, стремящимися воспроизводить добро, участвовать в волонтерских программах, делиться социально значимыми постами-призывами о помощи кому-то или сообщать о потерявшемся животном. 

Оживленную дискуссию вызвал доклад «Математическое моделирование рыночного равновесия в условиях информационной экономики», представленный доцентом кафедры математических методов экономики Московской школы экономики МГУ имени М.В. Ломоносова – Сергеем Вартановым. Речь шла о местоположения средств массовой информации в условиях рыночной экономики: «Средства массовой коммуникации – это полноправные участники рынка. И при этом они не являются в полной мере ни потребителями, ни производителями, так как они одновременно производят и продают товар двух типов: аудиторию – производителям, а контент – аудитории». Тут возникает задача соединения моделей рынков классических товаров с рекламой и моделей медиарынков, где реклама  не метод воздействия на спрос потребителей, а полноценный товар. В таком случае применяются модели двухсторонних или даже трехсторонних рынков.  В результате докладчик пришел к следующему  выводу:  анализ условий существования медиа в моделях подобных двух типов  и есть та задача, которая должна ставится перед исследователями медиарынка с точки зрения макроэкономики. 

©Алина Орлова / Журналист Online

Первый заместитель генерального директора по управлению, эксплуатации и развитию сети ФГУП РТРТ  Виктор Николаевич Пинчук рассказал о переходе на цифровое ТВ – одной из наиболее актуальных сейчас проблем для телевизионного зрителя. Как известно, пилотным регионом для отключения аналогового вещания в России 3 декабря 2018 года стала Тверская область. А 11 февраля 2019 прошла первая волна отключения в Магаданской, Пензенской, Рязанской и еще 4 областях и коснулась примерно 8 млн жителей страны. Вторая волна перехода на цифровое ТВ состоялась 15 апреля и затронула около 40 млн человек, среди которых Москва и Московская область. А окончательное переключение на цифровое телевидение по всей России намечено на 3 июня текущего года. Вот выдержка из его выступления: «В каждом субъекте РФ создается своя региональная линия, субъекты активно принимают участие в этой работе. Важнейшую роль для успешного перехода к аналоговому ТВ играют волонтеры, которые помогут бесплатно подключиться к аналоговому ТВ при возникновении каких-либо трудностей, в каждом субъекте проведена горячая линия для связи граждан с нами по вопросам установки аналогово вещания»

И последним выступлением секции стал доклад digital-директора «Ведомостей» Сергея Паранько об экономике «Ведомостей» в условиях цифровизации. По его прогнозам, экономически телевидение будет чувствовать себя комфортнее, чем интернет, несмотря на цифровизацию общества, возможности самоактуализации и социализации в социальных сетях, распространение этнических СМИ в интернете и все то, что было обсуждено ранее: «Дело в том, что деньги на рекламном рынке в интернете не распределяются так же линейно, как они распределяются на рекламном рынке прессы и телевидения. Собственно, главная проблема медийных компаний как раз в том, что они запоздали с переходом на «цифру»  поскольку рассчитывали, что, как бы этот переход ни совершился, рекламные доходы так же линейно перетекут в интернет. Но этого не происходит».

13.10.2019
Закон Мура и будущее социологии
На Фестивале NAUKA 0+ рассказали о современных методах проведения социологических опросов в digital-эпоху
08.04.2020
"Доброта - она заразительная!"
Фотокорреспонденты «Журналиста Online» провели день со студентами-волонтерами из МГУ
15.10.2019
Ближе к звездам
На Луне проектируют отели для туристов
28.04.2020
"Первый звонок - самый волнительный!"
Корреспонденты "Журналиста Online" выяснили, как стать настоящим сказочником в период самоизоляции