12 декабря в пресс-центре МИА «Россия Сегодня» прошла секция, посвященная проблемам внедрения ИИ в СМИ. Инициаторами исследования выступили МГУ имени М. В. Ломоносова, ВШЭ и Российская Ассоциация Электронных Коммуникаций (РАЭК). Авторы проекта - коллектив журфака МГУ в лице доцентов Марии Лукиной и Марии Крашенинниковой, научного сотрудника Андрея Замкова, а также эксперта РАЭК, доцента ВШЭ Сергея Давыдова.
Изучать проникновение искусственного интеллекта в редакционные и журналистские практики группа исследователей факультета журналистики МГУ начала в 2017 году, наблюдая за отечественным и зарубежным опытом, изучая как лучшие кейсы, так и неудачи отдельных журналистов и крупных медиакомпаний. Базой для следующего этапа исследования послужило изучение экспертных отчетов крупных аудиторских и медийных компаний о перспективах использования технологий искусственного интеллекта в СМИ, беседы с экспертами, о достоинствах, недостатках и особенностях развития в этой области.
По словам экспертного сообщества, главными проблемами являются высокие финансовые затраты на внедрение ИИ в редакционные практики, юридические аспекты, отсутствие полной картины мира у «робота», а также сложность использования данной технологии. «Путь от «опять робот накосячил» до «ура, наш робот выиграл тайминги!» был очень увлекательным: многие из нас почувствовали себя не просто репортерами или редакторами, а людьми, причастными к обучению искусственного интеллекта», — отметил один из экспертов.
Эксперты назвали наиболее перспективные направления развития ИИ в медиа: персонализация новостных лент, проверка информации и автоматическое генерирование текстов. «Мы должны вернуть журналиста к его исходной работе – писать хорошие материалы и беседовать с источниками. И снять с него те задачи, которые может сделать робот, – дистрибуцию, «обвесы», выбор каналов, генерацию молний, рейтинговые системы… такие задачи надо переложить на плечи ИИ. А журналист пусть пишет тексты и больше ни о чем не думает», — отметил один из экспертов проекта.
Экспертное сообщество в целом сошлось во мнении, что искусственный интеллект неизбежно должен стать игроком медийного рынка, заменить рутинные практики журналистов, еще активнее заниматься дистрибуцией и фактчекингом.
В количественном этапе исследования приняли участие 176 журналистов страны. Из них почти 87% считают, что ИИ для современной России – скорее возможности, чем угрозы. Для российской системы медиа и коммуникаций внедрение таких инновационных практик одобрили более 90 % респондентов. При этом почти столько опрошенных отметили отставание внедрения ИИ в эту сферу.
Доклад стал финализацией двухлетнего исследования. По его итогам будет составлен аналитический отчет с последующей публикацией на сайте РАЭК. Планируются также научные публикации.