Искусственный интеллект: возможность или угроза

Предыдущая статья Следующая статья

На Russian Internet Week состоялась презентация научно-исследовательского проекта «Искусственный интеллект в медиа и коммуникациях»

12 декабря в пресс-центре МИА «Россия Сегодня» прошла секция, посвященная проблемам внедрения ИИ в СМИ. Инициаторами исследования выступили МГУ имени М. В. Ломоносова, ВШЭ и Российская Ассоциация Электронных Коммуникаций (РАЭК). Авторы проекта - коллектив журфака МГУ в лице доцентов Марии Лукиной и Марии Крашенинниковой, научного сотрудника Андрея Замкова, а также эксперта РАЭК, доцента ВШЭ Сергея Давыдова. 

©Варвара Чадаева / Журналист Online

Изучать проникновение искусственного интеллекта в редакционные и журналистские практики группа исследователей факультета журналистики МГУ начала в 2017 году, наблюдая за отечественным и зарубежным опытом, изучая как лучшие кейсы, так и неудачи отдельных журналистов и крупных медиакомпаний. Базой для следующего этапа исследования послужило изучение экспертных отчетов крупных аудиторских и медийных компаний о перспективах использования технологий искусственного интеллекта в СМИ, беседы с экспертами, о достоинствах, недостатках и особенностях развития в этой области.

По словам экспертного сообщества, главными проблемами являются высокие финансовые затраты на внедрение ИИ в редакционные практики, юридические аспекты, отсутствие полной картины мира у «робота», а также сложность использования данной технологии. «Путь от «опять робот накосячил» до «ура, наш робот выиграл тайминги!» был очень увлекательным: многие из нас почувствовали себя не просто репортерами или редакторами, а людьми, причастными к обучению искусственного интеллекта», — отметил один из экспертов. 

Эксперты назвали наиболее перспективные направления развития ИИ в медиа: персонализация новостных лент, проверка информации и автоматическое генерирование текстов. «Мы должны вернуть журналиста к его исходной работе – писать хорошие материалы и беседовать с источниками. И снять с него те задачи, которые может сделать робот, – дистрибуцию, «обвесы», выбор каналов, генерацию молний, рейтинговые системы… такие задачи надо переложить на плечи ИИ. А журналист пусть пишет тексты и больше ни о чем не думает», — отметил один из экспертов проекта.

Экспертное сообщество в целом сошлось во мнении, что искусственный интеллект неизбежно должен стать игроком медийного рынка, заменить рутинные практики журналистов, еще активнее заниматься дистрибуцией и фактчекингом.

В количественном этапе исследования приняли участие 176 журналистов страны. Из них почти 87% считают, что ИИ для современной России – скорее возможности, чем угрозы. Для российской системы медиа и коммуникаций внедрение таких инновационных практик одобрили более 90 % респондентов. При этом почти столько опрошенных отметили отставание внедрения ИИ в эту сферу.

Доклад стал финализацией двухлетнего исследования. По его итогам будет составлен аналитический отчет с последующей публикацией на сайте РАЭК. Планируются также научные публикации.

12.12.2020
Хунань: родина острого перца и Мао Цзэдуна
Какое отношение «Великий Кормчий» имеет к красному перцу и почему кухня провинции Хунань вызывает слезы у русских туристов
25.03.2020
«Когда человек несчастлив, его сразу видно»
О счастье, успехе и страданиях рассказал корреспонденту «Журналиста Online» философ Дмитрий Родзинский
30.06.2023
"Журфак должен остаться у вас в сердце"
На факультете журналистики МГУ прошла церемония вручения дипломов выпускникам
06.05.2021
"В нашей семье - три Героя Великой Отечественной войны"
Сёстры Мария и Дарья Копыловы - о нелегкой судьбе повара на войне