Живописный гид России

Предыдущая статья Следующая статья

Топ 10 уникальных картин из региональных музеев

В Москве завершилась выставка «Сокровища музеев России», которая собрала все шедевры из провинциальных картинных галерей.  Для тех, кто не смог посетить выставку, мы составили список из десяти картин, которые обязательно надо увидеть.

Авторы: Анастасия Куликова, Анастасия Сабенина

©Анастасия Куликова, Анастасия Сабенина

Выставка стала одним из главных культурных событий года. В здание Центрального Манежа со всех уголков страны приехало более 300 исторических художественных произведений. Более десяти тысяч человек ежедневно посещали экспозицию. Количество желающих в разы превышало вместимость самой экспозиции – приходилось ждать своей очереди больше часа. Идеей выставки, по мнению создателей, стало «нерушимое единство культурного пространства страны», а ее особенностью – то, что экспонаты предоставлены региональными музеями.

©Анастасия Куликова, Анастасия Сабенина

1. Айвазовский Иван Константинович. Море. Коктебель.

1853 год. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского

Полотно создано в лучших романтических традициях маринизма. Художник изобразил Коктебельскую бухту близ Феодосии, а на заднем плане – легендарный горно-вулканический массив Кара-Даг. Картина написана в светлых теплых тонах, высокие прозрачные волны символизируют мощные силы природы. Она является частью цикла крымских картин Айвазовского.

©Анастасия Куликова, Анастасия Сабенина

2. Макаров Иван Кузьмич. Портрет великой княгини Марии Александровны.

Середина XIX века. Холст, масло. Дагестанский музей изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой, Махачкала

Художник на первых этапах своего творческого пути занимался церковными росписями и иконописью. Однако впоследствии у него проявился интерес к светскому портрету. Макаров начал писать большие женские портреты на заказ. Одна из самых узнаваемых его работ  – «Портрет великой княгини Марии Александровны». На картине изображена дочь императора Александра II.  Приверженец романтизма, художник всегда пытался перенести на холст как внешнее сходство, так и характер натурщицы. Что мы и видим на портрете княгини.

©Анастасия Куликова, Анастасия Сабенина

3. Васнецов Виктор Михайлович. Рыцарь на распутье.

1878 год. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей.

Эта картина – одна из самых известных в творчестве Васнецова. «Рыцарь на распутье» писался художником в течение 15 лет, вдохновляла художника былина об Илье Муромце и разбойниках. Впервые полотно на фольклорно-сказочную тему было представлено на выставке художников-передвижников в 1878 году. Картина положила начало целому циклу работ на темы русских былин. Существует и вторая версия картины, которая хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Она была создана Васнецовым специально для коллекции мецената Саввы Мамонтова.

©Анастасия Куликова, Анастасия Сабенина

4. Корзухин Алексей Иванович. Портрет императора Александра III

1883 год. Холст, масло. Приморская государственная картинная галерея.

Портрет отражает становление русского реализма в творчестве Корзухина. Художник-передвижник, он, однако, старался избегать в творчестве обличительных черт  искусства шестидесятых. Принимая заказы на портреты у Министерства двора, Корзухин фокусировал всё внимание на колорите и создавал собственные светотеневые приемы, которые усиливали реализм изображения и придавали творчеству художника неповторимый и узнаваемый стиль.

©Анастасия Куликова, Анастасия Сабенина

5. Воробьев Максим Никифорович. Восход солнца над Невой.

1830 год. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Романтический пейзаж в целом характерен для творчества художника, и работы петербургского периода здесь не исключение. На фоне восходящего над могучей Невой светила город выглядит сказочным, таинственным. Маленькая фигурка человека, с одной стороны, оживляет этот пейзаж, с другой – усиливает  ощущение грандиозности происходящего в природе. 

©Анастасия Куликова, Анастасия Сабенина

6. Перов Василий Григорьевич. Дворник, отдающий квартиру барыне.

1878 год. Холст, масло. Ярославский художественный музей.

Это авторская копия одноименной картины из Государственной Третьяковской галереи.  В своем произведении художник выразил отношение к социальным переменам в порефоременной России.  На картине изображены лишенные средств к существованию разоренные мелкопоместные дворяне, по-видимому мать и дочь. Они вынуждены молить о предоставлении жилья дворника, который еще совсем недавно был их холопом. «Униженными и оскорбленными» в эту эпоху оказываются не простые люди, а их бывшие господа. Дворник чувствует себя хозяином положения и упивается ситуацией.

©Анастасия Куликова, Анастасия Сабенина

7. Неменский Борис Михайлович. Тишина.

1960-е годы. Холст, масло. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.

Умиротворенность,  покой, бесконечная нежность – вот что мы видим на картине. Неменский, советский и российский живописец, взял традиционный сюжет – мать и дитя. Кажется, что на полотне изображена мадонна нового времени. Смысл произведения прост и глубок: красота есть везде, даже в самом обыденном, что окружает нас.

©Анастасия Куликова, Анастасия Сабенина

8. Врубель Михаил Александрович. Розы и лилии. Левый плафон триптиха «Цветы для дома» Е.Д. Дункер в Москве.

1894 год. Холст, масло. Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.

Традиционная на первый взгляд «тема» для натюрморта по-новому раскрывается в этой картине. Цветы здесь олицетворяют красоту природы в целом, а нежные тона передают уязвимость и незащищенности этой красоты. Небесный сумрак дарит натюрморту особое, возвышенное благородство. «Розы и лилии» написаны небольшими отчетливыми мазками – излюбленным приемом Врубеля, ставшим со временем его творческим почерком.

©Анастасия Куликова, Анастасия Сабенина

9. Лактионов Александр Иванович. Письмо с фронта.

1956 год. Холст, масло. Калининградский областной историко-художественный музей.

Это авторская копия известной картины из Государственной Третьяковской галереи. Рассказать о  человеке в тылу – таков был заказ, полученный художником. Сюжет подсказала сама жизнь: вернувшийся с фронта солдат подошел к Лактионову на улице и попросил уточнить адрес. Лактионов вызвался проводить фронтовика и стал свидетелем радостной сцены: семья получила весточку с фронта.

Саму картину он писал не по памяти – привлек в качестве моделей своего друга-художника (солдат-письмоносец), сестру матери (женщина с конвертом) и двоих детей, Сережу и Свету.

Представленная на Всесоюзной художественной выставке картина имела необычайный успех у зрителей. Впоследствии полотно было приобретено Третьяковской галереей, а сам Лактионов удостоен Сталинской премии первой степени.

©Анастасия Куликова, Анастасия Сабенина

10. Купцов Василий Васильевич. Портрет текстильщицы (Ткачиха).

1931 год. Холст, масло. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Картина написана в духе авангардизма. Здесь заметно  применение художником новых приемов и форм при отражении действительности. Купцов хотел показать жизнь такой, какая она есть, – грубой, тяжелой. Именно поэтому он выбрал контрастный, немного режущий глаз колорит, обилие геометрии и замысловатое расположение фигур на картине, чтобы в полной мере отобразить действительность 1930-х, в железные кандалы которой закована простая текстильщица.  

16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
30.03.2023
Когда слов уже недостаточно
Особенности современного общения представлены на выставке в галерее "Краснохолмская"
10.07.2023
"Таких фильмов нужно снимать больше"
В кластере "Ломоносов" представили рейтинг российских фильмов с самым ярким социальным эффектом
19.12.2022
«Тачка цвета кроvи»: о журналистах, которыми мечтают стать дети
В Москве состоялась премьера фильма Мокея Русинова о героях Тольятти