12 февраля в галерее "Триумф" открылась новая выставка мастера индустриального пейзажа Павла Отдельнова «Русское нигде». Она представляет собой совокупность картин и инсталляций о российской периферии, её атмосфере и быте. Через подобную тему художник раскрывает и обсуждает вечные вопросы, экзистенциальные проблемы и глубинные смыслы, порождающиеся сферой.
Когда знакомишься с проектом Отдельнова, обращаешь внимание на обилие слов с негативными приставками. В особенности на «нигде» и «неместо» - ведь именно с помощью этих концепций Павел осмысляет особую пространственную философию города. Художник стремится рассмотреть спальные районы как параллельные миры без входа и выхода, в которых ничего не случается, постоянно бегущее время вдруг останавливается как вкопанное. По идее, зритель не может понять, что это за город перед ним, микрорайон, но чувствует, что ему это знакомо, что он уже где-то это видел. Именно в этом и суть «неместа». А разнообразные художественные приёмы по праву делают миры «русского нигде» какими-то тревожно завораживающими, поглощающими того, кто их созерцает.
Например, это грамотный выбор деталей и соответствующей символики. Отдельнов почти на всех своих работах изображает такие элементы, как панельные дома, высоковольтные линии электропередач, пустыри, гаражи с металлическими дверями, выкрашенными в кирпичный цвет. Любой индустриальный пейзаж выставки сопровождается зловещим туманом, тяжёлым свинцовым небом, природой поздней пасмурной осени. При изображении «неместа» важно достичь ощущения пустоты при формально заполненном полотне. Важно, чтобы несмотря ни на что именно пустота стала главным героем абсолютно любой картины.
Интересными находками Павла являются мотив географических меток и стилизация под сервисы онлайн-карт. Тот, кто рассматривает работы, ощущает себя смотрящим российские улицы при помощи Google Maps. На бездорожьях лежат белые стрелочки-направления для перемещения. Автор будто приглашает нас на самостоятельную экскурсию по этому мрачному Зазеркалью. Плюс ко всему, это так же является инструментом для достижения эффекта всеобъемлющей пустоты, для передачи лёгкой нереальности изображаемого. Она показывается будто через призму какого-то непредвзятого субъекта, транслирующего нам русское нигде как оно есть, без авторской оценки.
Философский подтекст выставки раскрывается, прежде всего, при помощи работ в виде неоновых отрывков из фраз. Они словно вырваны из разных разговоров, но при нахождении рядом формируют нужное художнику настроение. Он объясняет суть «нигде» при помощи надписи «выбери геолокацию сам», к примеру. То есть мы осознаём, что неместо - это собирательный образ периферий, образ окраин, одинаковых в любой точке постсоветского пространства. Индустриальные панорамы здесь - это часть некоего культурного кода, они будто впиваются в менталитет и паразитируют. А фразы «-какой год? - это вчера» или «стабильностью пахнуло» прямо изображают неподвижность, законсервированность «неместа», побуждая зрителя подумать о смысле жизни, о темпе перемен в современном мире. Отдельнов изображает «русское нигде» мавзолеем, который однажды возник и будет нерушимо существовать. И, как мне кажется, он не надеется на какие-либо изменения.
Одна из неоновых надписей такова: «Смесь грусти, ностальгии, романтики и, наверное, безысходности. Я думала, это картина, а это жизнь». Это экспозиция о самоощущении, о связи человека со средой, о вечном, мрачном незыблемом вечном. Даже в выставочных залах можно ощутить присутствие гробовой тишины и пустоты, как на полотнах. Но это как-то сакрально и по-волшебному потусторонне.