От трубки до Шуховской и Останковской башен

Следующая статья

Выставка, посвященная юбилею Шуховской башни и истории становления телевидения, в музее Останкино

Памятник советского авангарда, гениальное творение инженерной мысли – Шуховская башня 19 марта отметила 100-летний юбилей.  Об истории ее создания и о развитии всего советского телевидения можно узнать из экспозиции Музея телевизионного искусства Останкино, распахнувшего свои двери для посетителей в феврале этого года. 

©Александр Паргунькин / Журналист Online

Музей находится в здании аппаратно-студийного комплекса, вход в который осуществляется строго по пропускам. Чтобы попасть на территорию телецентра, я заполнил готовую электронную форму на сайте музея, потратив при этом не более пяти минут. Проект является полностью благотворительным, поэтому посещение и экскурсии – бесплатные.

Оказавшись в выставочном зале, я был поражен, как умело создатели музея совместили демонстрацию экспонатов 20 века с новыми технологиями. Внешне непримечательные советские телевизоры, камеры окружены приятной, рассеивающейся белой подсветкой, позволяющей разглядеть даже самые незначительные детали.

Экспозиция открывается диском Нипкова (1884) – механическим устройством для сканирования и воспроизведения изображений. Несмотря на столь большую конструкцию аппарата, картинка вырисовывается в круге радиусом не более четырех сантиметров. Как заметила одна из посетительниц, процесс воспроизведения изображений напоминает «слайд-шоу на кнопочном телефоне».

© Александр Паргунькин / Журналист Online

Наряду с диском Нипкова, в первом зале находятся старинные книжки с пожелтевшими страницами – научные издания А.Г. Столетова и его ученика В.К. Зворыкина, чьи разработки послужили становлению электронного телевидения. Зворыкин изобрел передающие телевизионные трубки, одна из которых представлена вниманию гостей музея. Человеку, мало разбирающемуся в физике, трудно понять принцип ее работы, но в целом весь процесс сводится к разнообразному проецированию света внутри колбы. Экскурсовод Ульяна отметила, что в несколько измененном виде технологии Зворыкина применялись вплоть до 2015 года, пока не было введено в оборот аналоговое телевидение.

©Александр Паргунькин / Журналист Online

Ознакомившись с самыми первыми телевизионными изобретениями, я приступил к осмотру второго зала. Неожиданной особенностью музея стало то, что, меняя залы, я переходил не в другие комнаты, как это обычно происходит, а поднимался на более верхние этажи. Так, по моим подсчетам, к концу экскурсии я преодолел 90 ступеней. Есть что-то символическое в том, что технический прогресс и развитие телеиндустрии сопровождается подъемом по лестнице.

Если первый зал был посвящен эпохе технических открытий, то во втором зале основной акцент был сделан на времени масштабных строек и распространении телевидения в космосе. В частности, именно во втором зале нашему вниманию открылся макет Шуховской башни, отмечающей в этом году 100-летний юбилей. Макет прикреплен к потолку и внешне напоминает свисающую вниз корзинку. Вокруг башни работает приятная глазу синяя подсветка, словно разграничивающая пространство музея на территорию основных экспонатов и небо, постижимое только Шуховской башне. Экскурсовод Ульяна отметила, что прообразом для будущего сооружения стала сетчатая перевернутая корзина в кабинете инженера.

©Александр Паргунькин / Журналист Online

Шуховскую башню несколько раз ремонтировали, и в Музее телевизионного искусства Останкино мне посчастливилось увидеть те самые шпильки с гайками, которые применялись в ее строительстве в 1919-1922 годах. В результате коррозии (ржавчины в местах узлов), шпильки слились с гайками и внешне стали представлять неразъемное соединение длиной более 36 см!

©Александр Паргунькин / Журналист Online

Помимо макета Шуховской башни, удивляющего посетителей своим масштабом, и крупных гаек, во втором зале также представлены первые советские телевизоры: «ТК-1» (1938), «Б-2» (1940-е),  «Ленинград» (1950-е), «РУБИН-102» (1957), «Рекорд» (1961)… «Телевизор ТК-1» похож на комод с откинутым зеркалом, но на самом деле это технологически сложное устройство, позволяющее воспроизводить изображения размером 14x18 см. Согласитесь, это лучше, чем небольшая картинка на диске Нипкова? Разница в 50 лет более чем заметна. «Б-2» прославился тем, что стал первым советским серийным механическим телевизором. «Ленинград» же, наоборот, был исключительно у видных партийных деятелей. Необычной особенностью последнего было то, что он совмещал в себе функции телевизора и радиоприемника. «РУБИН-102» восхищал всех своим дизайном: в 1958 году он даже завоевал первый приз на Всемирной выставке в Брюсселе. «Рекорд» получил свое название за небывалое количество продаж: в начале 1960-х годов каждый пятый телевизор в домах советских граждан был «Рекордом».

© Александр Паргунькин / Журналист Online
© Александр Паргунькин / Журналист Online

Особое внимание экскурсовод уделила «Телевизору КВН-49», название которого советские граждане шутя расшифровывали как «купил, включил, не работает». На самом деле оно сформировалось из первых букв фамилий инженеров: Кенигсона, Варшавского, Николаевского, участвовавших в проектировании устройства.

По окончании просмотра первых советских телевизоров мы вошли в третий зал, посвященный известным дикторам, телеведущим 1968-1988 годов. Поднявшись на пару ступеней, я заметил красивые белые полотна, свисающие с потолка, на которые проецировались изображениями с портретами следующих журналистов: Анны Шатиловой, Калерии Кисловой, Александра Маслякова, Владимира Ворошилова… Портеры сменяли друг друга каждые 30-40 секунд, и все это сопровождалось оригинальными звуковыми записями с голосами упомянутых ведущих. Слушая их речь, у меня проскользнула мысль, что не каждый современный журналист может похвастаться настолько хорошо поставленным голосом.  

©Александр Паргунькин / Журналист Online

Продвинувшись немного вперёд, я стал смотреть видеозапись первой цветной телетрансляции в СССР - парад в честь великой социалистической революции. Картинка отображалась на экране, вмонтированном в дверь, — это выглядело очень футуристично. Как нам рассказал экскурсовод, правительство СССР ставило перед собой цель показать к 50-летнему юбилею революции все достижения советской науки, поэтому процесс распространения цветного телевещания был стремительным образом запущен именно в 1967 году. В этот же год была торжественно открыта Останкинская телебашня, считавшаяся на тот момент самым высоким сооружением в мире. Ее макет также представлен в музее в виде свисающей с потолка изящной конструкции.

Стараясь долго не задерживаться у Останкинской башни, экскурсовод Ульяна подвела нас к профессиональным телевизионным камерам «КТ-132», «КТ-178». Она отметила, что в настоящее время передвижение камер в телестудиях полностью автоматизировано, в 70-80 же годы телекамеры двигали вручную, при этом вес одного такого устройства составлял более 20 килограммов.

© Александр Паргунькин / Журналист Online

Экскурсия длилась уже 40 минут, и вот настал момент приступить к осмотру последнего, четвёртого, зала, символизирующего становление самых известных советских телепередач 1970-1990 годов: «Утренняя почта», «Что? Где? Когда?», «Взгляд», «Аншлаг»… Нашему вниманию открылась точная копия рабочего места руководителей программы «Взгляд» со всеми характерными особенностями: разбросанные книжки, оранжевый дисковый телефон на столе, в углу телевизор со стоящими на нем электронными часами. Буквально в пару метрах от рабочего стола «Взгляда» я увидел копию кабинета Владислава Листьева, одного из основателей «Телекомпании ВИД». Когда-то на просторах интернета я уже встречал фотографию настоящего кабинета, и стоит отметить, что организаторам выставки получилось воссоздать почти точную копию рабочего пространства Листьева: картины Густава Климта на стене, печатаная машинка «Ромашка», персональный компьютер. Экскурсовод Ульяна поделилась с нами, что эта зона всегда приковывает особое внимание посетителей, так как она передаёт рабочую атмосферу советской эпохи.

© Александр Паргунькин / Журналист Online
© Александр Паргунькин / Журналист Online

Помимо кабинетов нам также показали воссозданную волонтерами небольшую советскую комнатку, пронизанную колоритом 1990-х годов: постеры на стене, магнитофон с кассетами на книжной этажерке, подключенная к телевизору консоль Dendy…

©Александр Паргунькин / Журналист Online

«История телевидения превращается в нашу собственную историю», - заключила экскурсию Ульяна.  Действительно, телеиндустрия развивается прямо на наших глазах. Еще пять лет назад нельзя было себе представить, чтобы телеведущий новостного выпуска, не выходя за пределы студии, при помощи графических спецэффектов оказывался в любой точке мира.

Музей охватывает больше ста лет истории: от первых опытов по передаче изображения в 1880е годы до конца «эпохи девяностых». Экскурсовод намекнула, что организаторы выставки планируют создать еще один зал, посвященный XXI веку. Однако, на мой взгляд, даже существующей экспозиции будет достаточно, чтобы у вас сложилось полное представление о становлении и развитии магического телевизионного мира.

12.12.2021
На мостах Уханя и Москвы: между прошлым и будущим
Где искать первый мост КНР, почему Крымский мост оказался в Москве и как связаны мост на острове Попугая и Живописный мост в Крылатском
21.10.2020
Оказаться в Корее, когда границы закрыты
В Москве прошли вечера, на которых собрались поклонники корейской поп-культуры
14.12.2020
Марсианские пейзажи и шагоходы из Звездных войн
Корреспондент "Журналиста Online" побывала на Лопатинском руднике
12.08.2020
Пошазамим на YouTube?
Как достичь отметки в 1 миллион подписчиков за год, а также о хейте и славе “в тени” рассказал ведущий и автор шоу “Пошазамим”