Айвазовский: полное погружение

Предыдущая статья Следующая статья

Репортаж с мультимедийной выставки в центре Artplay

Авторы: Александр Паргунькин, Екатерина Минакова

Только представьте, вы стоите на теплом песчаном пляже, слушаете морской прибой, ощущаете легкую влагу на ногах и любуетесь огненно-розовым закатом на горизонте – и все это не покидая Москвы. Как такое возможно? Репортеры “Журналиста Online” посетили мультимедийную выставку “Я – Айвазовский” в центре современного искусства Artplay и выяснили, что за прекрасный оазис возник в столице.

©Александр Паргунькин / Журналист Online

Комплекс Artplay был открыт в 2003 году, с 2015 года в его состав входит центр цифрового искусства, позволяющий познакомиться с анимированными картинами Микеланджело, Босха, Климта, Ван Гога. Погружение в творчество художников происходит с использованием инновационного формата Cinema 360, когда специальные проекторы транслируют изображение на стены и на пол.

Выставка «Я – Айвазовский» рассказывает историю всемирно известного художника от рождения до смерти. В экспозиции собраны ранние работы, написанные в Феодосии, зрелые картины из Санкт-Петербургской Академии художеств и общепризнанные шедевры, созданные во время путешествий по Европе и Ближнему Востоку. Не ожидайте увидеть здесь лишь «Девятый вал», «Радугу» или «Лунную ночь на Босфоре». На выставке достаточно и других работ, как черновых, так и официально представленных Айвазовским, например, графический рисунок «Предательство Иуды» (1834), картина маслом «Закат на крымском берегу» (1856) и «Ливень в Судаке» (1897).

©Екатерина Минакова / Журналист Online

Выставка проходит в просторной темной комнате, по своей площади напоминающей баскетбольное поле. Когда мы вошли в нее, там, однако, не было и намека на Айвазовского, а на дисплеях транслировалась «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи… Дело в том, что в одном зале поочередно показываются две мультимедийные выставки, и у них нет фиксированного расписания.

В полумраке пробираясь через толпу людей, мы нашли единственное свободное сиденье и начали погружаться в искусство. Не стоит переживать, если вам не удалось занять место поближе: одно из главных преимуществ зала в том, что экраны хорошо видны из любой точки.

«Я – Айвазовский» начинается, и на экране появляется некий седоволосый мужчина. «Сергей Гармаш», – шепчет кто-то поблизости. Однако на ближайшие 50 минут он великий маринист, сам Айвазовский, дающий интервью. За кадром голос актрисы Лянки Грыу начинает задавать ему вопросы.

© Екатерина Минакова / Журналист Online

— Как вы начали рисовать? — спрашивает журналистка.

— Мне было пять лет. Однажды я проснулся до восхода солнца и вышел за ворота. Море было такое серо-голубое, на горизонте виднелась оранжевая полоска там, где должно было встать солнце. Вглядываясь вдаль, я заметил корабль, который показался мне большой гордой птицей. Я ощутил желание в ту же секунду зарисовать это. Из-за отсутствия бумаги под рукой я начал делать наброски прямо на стенах дома…

Так и проходит выставка: будто сам Айвазовский сидит перед зрителями и рассказывает о своем детстве, учебе, несчастливом браке и о том, как тяжело художнику снять квартиру в Санкт-Петербурге. Экспозиция вбирает в себя множество любопытных биографических фактов. Например, Айвазовский редко изображал людей, за исключением Пушкина, которого он писал восемь раз. Удивительно, но художнику так и не довелось познакомиться с творчеством русского классика.

Примечательно, что на выставке не было представлено ни одной картины, связанной с известным поэтом. Гармаш-Айвазовский в своем ответе упомянул Пушкина, но на экранах по-прежнему мелькали морские пейзажи. 

Тем не менее, работы поражают своей продуманностью и оригинальностью. Например, на картине «Чесменская битва» перед зрителями предстают вживую пылающие корабли. С палубы вырываются сгустки огня, экран словно застилает дымка. Фокус то приближается, то отдаляется, иногда даже видны отдельно горящие поленья. Все это создает эффект присутствия на морском сражении между русским и турецким флотом.

©Екатерина Минакова / Журналист Online

Выставка рассказывает не только о самом Айвазовском, но и о его великих современниках и о том, как они отзывались о «брате по ремеслу». Английский живописец Уильям Тернер, будучи одним из самых авторитетных художников-маринистов, был настолько ошеломлен «Неаполитанским заливом в лунную ночь», что написал Айвазовскому: «Прости меня, великий художник, если я ошибся, приняв твою картину за действительность. Но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и монументально, потому что тебя вдохновляет гений». Карл Брюллов в свою очередь заметил, что у художника феноменальная зрительная память, а это чрезвычайно важно для живописи. «Я видел ваши картины на выставке и вдруг ощутил на губах соленый вкус моря», — сказал он Айвазовскому.

Все эти отзывы зрители слышат из уст Сергея Гармаша, и, на наш взгляд, формат повествования от первого лица определенно доказал свою эффективность. У актера получилось построить доверительную, почти интимную связь с аудиторией. Биографические факты, документы, письма и воспоминания, обыгранные в беседе, свободно и легко воспринимаются, в отличие  от сухого текста  на стенах классических галерей.

© Екатерина Минакова / Журналист Online

— Что для Вас Феодосия? — спрашивает интервьюер.

— Я создатель Феодосии. Без меня здесь не было бы ни порта, ни вокзала, ни гимназии, ни библиотеки, ни даже водопровода. Но не будь в моей жизни Феодосии, с ее морем, светом, воздухом, не было бы и меня.

Эти впечатляющие слова стали последними на выставке, и  они идеально ее завершают.

На самом деле «Я – Айвазовский» — это не столько мультимедийная выставка, сколько кинопоказ. Мы буквально смотрим слайдшоу из поэтапно сменяющихся картин и видео-интервью с Гармашем. Но даже это «кино» определенно стоит своих денег. Широкий экран и спецэффекты помогают изучить работы мариниста в мельчайших деталях, особенно если вы знаете их поверхностно.

Мы увидели в Айвазовском не только выдающегося морского живописца, но и человека с чистым сердцем, который любил, познавал и восхищался окружающим миром.

07.12.2021
“Первая сессия - это даже не ЕГЭ”
Студенты-старшекурсники рассказали о своем опыте сдачи первой сессии и лайфхаках для подготовки к экзаменам
07.02.2023
Синтез классических ценностей и реалий журналистики
На факультете журналистики МГУ состоялась международная научно-практическая конференция
24.09.2019
О героях былых времен
Сотрудники Музея Победы рассказали о новых экспозициях
09.12.2021
Как отмечают Новый год в разных странах?
От «Иронии судьбы» и салата оливье до грузинских застольных песен