"Полистать, посмотреть, оценить"

Предыдущая статья Следующая статья

В Зарядье прошла ежегодная выставка «Комикс миссия. Эволюция рисованных историй в России»

В выставочном зале Медиацентра в Зарядье с 22 по 23 апреля была организована экспозиция «Комикс миссия. Эволюция рисованных историй в России». В рамках Московского Международного фестиваля «КомМиссия – 2023» гости парка могли узнать историю развития отечественной графической литературы и увидеть лучшие комиксы российских авторов.

©Полина Гнедыш / Журналист Online

По замыслу организаторов, гости интерактивной выставки путешествовали по тематическим зонам. Для детального изучения комиксов экскурсоводы рекомендовали следовать карте экспозиции, адаптированной под стили рисовки представленных издательств.

На «Дикой стене» была «расписана» эволюция рисованных историй России: от петроглифов, житийных икон и лубочных изображений до интерактивных комиксов и графических романов. Помимо исторических справок на стене, посетители могли поближе рассмотреть подлинные экземпляры иллюстрированных журналов. Среди них дореволюционные номера «Сверчка» и «Сатирикона», советские «Крокодил» и «Мурзилка», а также малоизвестные широкой аудитории «Комиксер», «Хроники Чедрика» и «Сайт-о-Полис».

На стены и экраны сектора «Студии» были помещены избранные комиксы известных отечественных издательств. Например, фрагменты фэнтези-сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» екатеринбургской студии «Велес». Читательский интерес к комиксам «Велеса» вызывали актуальные для России 1990-х годов темы: славянская мифология, отечественная история, научная фантастика. Культурной ценностью отличается тематика произведений сообщества «Хронограф», цель которого – создание историко-биографических комиксов. Среди них наиболее популярны о Льве Толстом и Фёдоре Достоевском.

©Полина Гнедыш / Журналист Online

В отдельном зале расположился стенд с продукцией крупнейшего издательского дома комиксов BUBBLE. «Можно было взять почитать их комиксы. Не просто полистать на экранчике, а взять бумажное издание в руки, полистать, посмотреть, оценить. Теперь я представляю что мне интересно», – рассказала о своих впечатлениях Полина Абрамова, посетительница выставки.

Отдельно девушка отметила уголок студии «Диафильм». В СССР просмотр диафильмов – киноплёнок в несколько десятков кадров – был распространённым семейным развлечением. Гости экспозиции могли почувствовать себя советскими детьми и погрузиться в мир увлекательных сказок. «Я такого не видела никогда, честно», – пояснила Полина Абрамова. «Я знала, что такое где-то, возможно, есть, но лично не пользовалась такой штукой. Это вещественные доказательства истории».

В другом небольшом секторе расположился кинотеатр. Для его посещения не требовалось покупать отдельные билеты или заранее бронировать места. Посетители «Комикс миссии» могли ненадолго отвлечься от изучения статичных рисованных историй и углубиться в «динамичные картинки». Зрителям, выросшим на мультипликационном сериале «Гора самоцветов», такой культурный досуг напомнил о детстве.

«Аллея авторов» стала самым большим сектором выставки. Там авторские комиксы были не только выведены на маленькие экраны, но и перенесены в реальное пространство в виде инсталляций: спальни, отделения почты и даже захваченного пенсионерками городка. Именно там можно было узнать о магических свойствах кваса («Квас» Романа Соколова), печальной истории одной пары в эпоху пандемии («Цветок» Натальи Акимовой) и всех тайнах работников «Почты России» («Почта» Натальи Кондратюк).

©Полина Гнедыш / Журналист Online

Полина Абрамова призналась, что выставка значительно изменила её отношение к графической литературе: «До этого я непроизвольно обходила стороной комиксы как жанр, особенно комиксы российские. Но на этой выставке я по факту открыла для себя новый литературный мир, который захотелось изучить поподробнее в рамках своей филологической специальности. Захотелось приобрести некоторые комиксы, которые я видела на выставке, в личную библиотеку. И я бы определённо порекомендовала «Комикс Миссию» книголюбам, особенно таким же, как и я, которые по разным причинам игнорируют существование графических романов. У меня есть знакомые художники, уверена, им тоже было бы интересно там побывать».

Фестиваль «КомМиссия» долгое время был единственным мероприятием, где российские авторы комиксов могли представить свои произведения публике. За 20 лет существования проекта организаторы сменили множество площадок. Но их ежегодные каталоги и подборки лучших комиксов помогают проследить тенденции разных лет и самые интересные для художников и сценаристов темы.

11.02.2024
Молодежные СМИ идут на опережение
Панельная дискуссия о перспективах развития молодежных СМИ и современных тенденциях в медиаобразовании прошла на ВДНХ
07.02.2022
Как учатся русские студенты в Австрии?
Русские ребята из Вены поделились своим опытом получения образования за рубежом
23.02.2022
ГЭС-2: от промышленности к искусству
Чем привлекает гостей новый дом культуры в центре Москвы
21.10.2020
Оказаться в Корее, когда границы закрыты
В Москве прошли вечера, на которых собрались поклонники корейской поп-культуры