Автор: Полина Шафрановская
В Новой Третьяковке до 9 января 2022 года проходит выставка Юрия Пименова. Его работы пронизаны духом XX века, переданы настроения общества, о чём рассказывают стены музея.
Экспозиция находится на втором этаже, она встречает зрителей краткой биографией художника на стене, как это уже принято в Новой Третьяковке. Выставка разделена на смысловые части в хронологическом порядке, так как Юрий Пименов работал в разных стилях, которые зависели от условий и событий его времени.
Юрий Пименов родился в 1904 году, занимался живописью с самого детства, закончил полиграфический факультет Вхутемаса, принимал участие в оформлении выставок, на многих выставлял свои работы, создавал эскизы для театральных костюмов, рисовал афиши, преподавал живопись, ездил в разные страны.
Художник шёл в ногу со временем. Он запечатлевал всё новое, что происходило в стране, её подвижность и изменчивость. «Обыкновенное течение жизни» и воспоминания стали его главным материалом, а кропотливая работа создала ощущение лёгкости и «моментальности». В течение жизни характер и манера его произведений менялись.
Пройдя в первый зал, мы знакомимся с Новым реализмом 1920-х годов. Здесь художник смешивает немецкий экспрессионизм с содержанием советского искусства. Местонахождение многих работ неизвестно, поэтому они предстают в виде металлических картин, например «Цементный завод» 1931 года. В первом зале много зарисовок Пименова. Мы видим женщин и мужчин, лозунги, как на картине «Разгон забастовщиков».
Следующий зал посвящен «Физкультурному параду». СССР привлекал известных художников для создания проектов советских павильонов для международных выставок. Выполненное по эскизам Пименова панно «Физкультурный парад» должно было служить фоном для большой шестиметровой модели Дворца Советов. В небольшой комнате в формате видео показано создание эскиза и его итоговый вид.
Третий зал посвящен импрессионизму 1930-х годов. Теперь Пименов отходит от напряженного экспрессионизма, его работы приобретают французскую мягкость. Людей в этом зале много, невозможно подойти к некоторым картинам. Здесь выставлены работы «Фронтовая дорога», «Новая Москва», «Женщина в гамаке».
Пройдя через узкий проход, вы попадаем в небольшое пространство, посвященное войне. Однако художник не пишет сражение, а делает акцент на обороне Москвы и Ленинграда, жизни людей во время военных действий.
Пятый зал называется «Москва и москвичи. Конец 1940-х – 1950-е». И здесь мы видим, как страна залечивает раны, оставленные войной, начинает заново строиться. Обычную жизнь Пименов передаёт насыщенными красками, связывает их с новым временем без бед, также с временем застройки.
Новые кварталы. 1960–1970-е. Москва построилась, теперь художник восхищается незаконченностью и различными неполадками, в которых приходится жить людям. Его вдохновляют постройки, романтика того времени. Совершенно невзрачные сцены показаны изящно и тепло, например, работы «Спор», «Новая дорога», «Новые номера».
Юрий Пименов много путешествовал. За свою жизнь он побывал в Италии, Германии, Испании, Франции, Англии, Польше, Венгрии, Болгарии, Индии, Японии, Америке. Следующий зал на выставке так и называется — «Путешествия». Юрий Пименов считал, что для художника этот процесс утомителен и сложен, так как нужно прочувствовать совершенно новый мир и показать его сходства и различия со своей страной на полотне.
Экспозиция завершается залом «Таинственный мир зрелищ», который вмещает в себя работы, связанные с театром. Здесь мы встречаем афиши к многим фильмам, например к «Пышке» и «Петеру». Отдельные стенды посвящены балетному мастерству и театральным декорациям.