"Великий нищий человек начинает жить спустя жизнь"

Предыдущая статья Следующая статья

Трифонов Владислав
Редактор: Крашенинникова М.

1 ноября в Театре МОСТ состоялась премьера спектакля «Пиросмани. Праздник одиночества» режиссера Георгия Долмазяна. Художником-сценографом в постановке стала нейросеть Яндекса «Шедеврум». Спектакль приурочен к 100-летию автора пьесы Вадима Коростылева и 50-летию выхода этого текста.

©Владислав Трифонов / Журналист Online

Особенность спектакля - художественное пространство, полностью оформленное с помощью искусственного интеллекта. «Как меняются сцены, как выглядит вернисаж, все декорационные смены - вся сценография придумана Шедеврумом», - рассказал режиссёр Георгий Долмазян. Также нейросетью были сгенерированы образы критиков, костюмы героев и сцена с девушкой, «которую не рисовал Пиросмани».

«Искусственный интеллект - как скульптор», - поделился своим мнением Александр Крайнов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта Яндекса, - «между текстом и изображением существует семантическая близость. Человек начинает создавать изображение с засоренной шумом фразы и получает зашумленную картинку. С каждым новым запросом нейросеть очищает шум».

Нико Пиросмани - грузинский художник, писавший свои картины в направлении примитивизма и навивного искусства - искусства художников-самоучек, в котором отсутствуют все формальные принципы живописи. Свои картины Нико писал на черных клеенках, оставляя некоторые их части не закрашенными, что создавало неповторимый цветовой эффект.

© Владислав Трифонов / Журналист Online
© Владислав Трифонов / Журналист Online
© Владислав Трифонов / Журналист Online
© Владислав Трифонов / Журналист Online
© Владислав Трифонов / Журналист Online

Сам художник жил в крайней нищете, зарабатывал, рисуя вывески для кафе и питейных заведений. Из-за такого образа жизни многие факты о Пиросмани не подверждены документально, а его судьба овеяна легендами.

«Нужно было входить в историю человека, о котором очень мало информации. Но человека выдают его дела, а дела Пиросмани — это картины. Человек, который пишет такой примитивизм, человек, который видит мир таким смешным, не может быть похожим на других», - поделился режиссер Георгий Долмазян.

В пьесе происходит столкновение двух миров: мира примитивизма Пиросмани и мира реального. Это столкновение является двигателем повествования, однако сам спектакль бессюжетен. Главными героями пьесы являются два Нико Пиросмани (старый и молодой), а также безымянный писатель, являющийся единственными понимающим собеседником для художника, что роднит персонажа с хором в античной драме.

©Владислав Трифонов / Журналист Online

Мир Пиросмани представлен его картинами, которые реальны и нереальны одновременно: они живут вместе с художником, однако транслируют идеи, нелегитимные для видения Пиросмани и являются своего рода критиками. Грим на актерах, играющих полотна, отсылает зрителя не только к «клеенкам» Нико, но и к традиции мимов: ожившие картины как будто подражают реальным, но не являются ими в полной степени.

Сама критика художника является лейтмотивом спектакля. Каждая реплика Пиросмани встречает резкое сопротивление реальности, которую герой воспринимает по-романтически наивно. «Если бы еда умела рисовать, то я был бы старым вином!», - декламирует Нико. Такой взгляд контрастирует с самими категориями искусства: герой не согласен с определением натюрморта, что в переводе означает «мертвая природа» - для него она всегда живая.

Почему же картины Пиросмани подверглись такой жестокой критике? На этот вопрос попытался ответить безымянный писатель: «Праздный человек думает об укусе пчелы, а не о ее меде. Пчелу лучше убить, чтобы праздному человеку не стало на мгновение больно».

Еще статьи этого автора

16.12.2023
Плохая память и старческий романтизм
Премьера спектакля "Я ничего не помню" в La’театре режиссера Вадима Дубровицкого
20.08.2023
"Мы лучшие!"
В пансионате "Университетский" прошла образовательная смена "Юный Ломоносов"
20.08.2023
Стресс, питание и гендерное здоровье
Дискуссионный стол «Медицина XXI век» прошел в рамках фестиваля НАУКА 0+
20.08.2023
"Я не женщина, а профессор!"
Лекция Екатерины Марчук о полярных исследовательницах на «Науке 0+»