"Великий нищий человек начинает жить спустя жизнь"

Предыдущая статья Следующая статья

Трифонов Владислав
Редактор: Крашенинникова М.

1 ноября в Театре МОСТ состоялась премьера спектакля «Пиросмани. Праздник одиночества» режиссера Георгия Долмазяна. Художником-сценографом в постановке стала нейросеть Яндекса «Шедеврум». Спектакль приурочен к 100-летию автора пьесы Вадима Коростылева и 50-летию выхода этого текста.

©Владислав Трифонов / Журналист Online

Особенность спектакля - художественное пространство, полностью оформленное с помощью искусственного интеллекта. «Как меняются сцены, как выглядит вернисаж, все декорационные смены - вся сценография придумана Шедеврумом», - рассказал режиссёр Георгий Долмазян. Также нейросетью были сгенерированы образы критиков, костюмы героев и сцена с девушкой, «которую не рисовал Пиросмани».

«Искусственный интеллект - как скульптор», - поделился своим мнением Александр Крайнов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта Яндекса, - «между текстом и изображением существует семантическая близость. Человек начинает создавать изображение с засоренной шумом фразы и получает зашумленную картинку. С каждым новым запросом нейросеть очищает шум».

Нико Пиросмани - грузинский художник, писавший свои картины в направлении примитивизма и навивного искусства - искусства художников-самоучек, в котором отсутствуют все формальные принципы живописи. Свои картины Нико писал на черных клеенках, оставляя некоторые их части не закрашенными, что создавало неповторимый цветовой эффект.

© Владислав Трифонов / Журналист Online
© Владислав Трифонов / Журналист Online
© Владислав Трифонов / Журналист Online
© Владислав Трифонов / Журналист Online
© Владислав Трифонов / Журналист Online

Сам художник жил в крайней нищете, зарабатывал, рисуя вывески для кафе и питейных заведений. Из-за такого образа жизни многие факты о Пиросмани не подверждены документально, а его судьба овеяна легендами.

«Нужно было входить в историю человека, о котором очень мало информации. Но человека выдают его дела, а дела Пиросмани — это картины. Человек, который пишет такой примитивизм, человек, который видит мир таким смешным, не может быть похожим на других», - поделился режиссер Георгий Долмазян.

В пьесе происходит столкновение двух миров: мира примитивизма Пиросмани и мира реального. Это столкновение является двигателем повествования, однако сам спектакль бессюжетен. Главными героями пьесы являются два Нико Пиросмани (старый и молодой), а также безымянный писатель, являющийся единственными понимающим собеседником для художника, что роднит персонажа с хором в античной драме.

©Владислав Трифонов / Журналист Online

Мир Пиросмани представлен его картинами, которые реальны и нереальны одновременно: они живут вместе с художником, однако транслируют идеи, нелегитимные для видения Пиросмани и являются своего рода критиками. Грим на актерах, играющих полотна, отсылает зрителя не только к «клеенкам» Нико, но и к традиции мимов: ожившие картины как будто подражают реальным, но не являются ими в полной степени.

Сама критика художника является лейтмотивом спектакля. Каждая реплика Пиросмани встречает резкое сопротивление реальности, которую герой воспринимает по-романтически наивно. «Если бы еда умела рисовать, то я был бы старым вином!», - декламирует Нико. Такой взгляд контрастирует с самими категориями искусства: герой не согласен с определением натюрморта, что в переводе означает «мертвая природа» - для него она всегда живая.

Почему же картины Пиросмани подверглись такой жестокой критике? На этот вопрос попытался ответить безымянный писатель: «Праздный человек думает об укусе пчелы, а не о ее меде. Пчелу лучше убить, чтобы праздному человеку не стало на мгновение больно».

Еще статьи этого автора

17.09.2024
Большая война на маленькой сцене
Всеволод Шиловский представил премьерную постановку пьесы Алексея Дударева «Не покидай меня»
04.06.2024
Вальпургиева палата
Показ спектакля "Вальпургиева ночь, или шаги командора" в театре "МОСТ"
15.04.2024
Мир, дружба, кибергуманизм
Фиджитал-выставка «Город Сад: Мультивселенные» в центре Современного искусства М’АРС
04.04.2024
Диалоги вместо истерик
Специальный показ спектакля «Разговоры после погребения» ко Всемирному дню театра