Армянский бизнес-план

Предыдущая статья Следующая статья

Секреты выживания от прирожденных предпринимателей

«Журналист онлайн» расспросил армянских представителей малого бизнеса, как им удается зарабатывать деньги в любых условиях. 

Текст: Татьяна Аветисян, Анна Константинова

Далеко не все могут выдержать конкуренцию

Геворг Адамян, владелец кондитерской Tiziano (Ереван):

©Юлия Гудевич, Арсен Андраникян

– Средний чек у наших клиентов – около 3000 драм (примерно 400 рублей), причем за прошлый год он немного вырос. Причина – рост туризма. Так, этим летом клиентов было больше процентов на 30. Впрочем, за 7 лет, что мы работаем, у нас уже появился ряд постоянных клиентов, а туристы – это так, для поддержки. Наша клиентура – в основном  средний класс и выше, продукты мы используем самые лучшие, привозим их из-за границы. Цены на них идут в долларах и евро, а курс нестабилен, поэтому у нас кондитерские изделия стоят дороже, чем в других местах. Наш доход за последние полтора года даже немного упал из-за того, что мы вкладываем деньги в расширение заведения.

Для нас чувствителен вопрос с налогами. Собирались их поднимать, но мы скооперировались, создали ассоциацию рестораторов, направили соответствующие письма в правительственные структуры и добились своего: налоги снизили. За последние полтора года ко мне приходили из налоговой службы с полдесятка раз, просто писали в своих отчетах ноль и уходили.

Сейчас в Армении модно открывать рестораны и кафе, но далеко не все смогут выдержать конкуренцию. Такого количества ресторанов и кафе, как сейчас,  просто не нужно: в Ереване не так много жителей и туристов.

Но если туризм и дальше будет развиваться, мы будем только рады появлению новых «питательных» заведений. Почему бы и нет? В Армении есть плюсы: так, у нас хороший персонал. Лучше, чем в Европе. Например, во Франции понятия сервиса нет – к туристам относятся плохо. Там неважно, придет один турист или другой. А для нас важны как туристы, так и местные жители.

Мы стараемся разнообразить меню: например, только выпечки более 50 видов. Если у клиента день рождения или свадьба, мы предлагаем понаблюдать, как готовится заказанный торт. Благодаря нашим профессиональным поварам мы всегда оказываемся на высоте. Мой бизнес процветает. Заходите!

Мы были первыми

Левон Степанян, совладелец пивного бара Beer House (Абовян):

©фото с официальной странички зведения на facebook, обработка Арсен Андраникян

– Вообще-то я торакальный хирург, и моя профессия мне очень нравится. Потому мой бизнес – это, скорее, хобби, я хочу быть прежде всего врачом. Баром больше занимается мой партнер Геворг Аракелян, он по специальности авиационный инженер. Как все началось? Одним утром, размышляя о том, чем можно заняться, мы с другом решили открыть пивное заведение. В нашем родном городе Абовяне, в районе, который мы хорошо знаем. Здесь мест такого формата вообще нет – мы были первыми.

Сейчас в Армении правительство стало поощрять малый и средний бизнес, снизили налоги, а также дают возможность пользоваться кредитом. Именно так мы приобрели, например, кассовый аппарат. Потом взяли кредит на физическое лицо – и все пошло-поехало. Сами разработали дизайн и 4 месяца назад открылись. Поначалу посетителей было мало – в первый месяц нам пришлось очень сложно: о нас никто не знал. Мы рекламировали себя в Фейсбуке, придумывали всякие мероприятия: например, провели трансляцию финала Лиги чемпионов по футболу (просто проектор во дворе бара поставили). И постепенно все наладилось.

Сейчас выручка составляет примерно 10 000 рублей в день – особой прибыли нет, но это нормально. В первый сезон можно и в минус уйти. Мы планируем и дальше развиваться: искусственный газон положим, цветник сделаем. Еще планируем  расширить бизнес – откроем второе заведение на горнолыжном курорте Цахкадзор. Там все будет на туристов, конечно, рассчитано:  если здесь наценка минимальна, то там цены поднимем.

Я очень люблю мою страну, мою Родину. И не хочу уезжать. Я занимаюсь любимым делом. Я счастлив.

В Армении нужно завоевать доверие клиентов

Лиана Хачатрян, владелица салона красоты Pazzini Studio:

©Юлия Гудевич, Арсен Андраникян

– Моему салону уже шесть лет, а стилистом я работаю уже лет пятнадцать. Бизнес у нас стабилен, особых изменений нет. Клиентов стало даже больше: укладку просят сделать, макияж. Летом – тьма туристов, благо мы находимся в самом центре города. Но лучше быть постоянным клиентом: для них индивидуальные цены и особый подход.

Самая популярная и дорогая услуга – терапия волос из органических ингредиентов (препараты везут из Франции). Такая процедура восстанавливает структуру волос, не повреждая их. За границей это стоит около 800 евро, а у нас – в десять раз меньше. Чем гуще и длиннее волосы, тем дороже. Я цены стараюсь не завышать: надо предоставлять доступные услуги. Я люблю работать не только с богачами, но и с представителями среднего класса. Например, с обычными учителями. На деньгах зацикливаться нельзя.

В Армении нужно завоевать у клиентов доверие. Я вот, хоть и владелица салона, сама обслуживаю клиентов. Мне это нравится. Надо быть корректным и с персоналом: например, если что-то не понравится стилисту, он уйдет, а профессионалов найти очень тяжело, к тому же у него уже есть своя клиентура. Мы популярны, проблем с количеством клиентов у нас никогда не было.

Продажи существенно упали

Сусанна Восканян, владелица магазина одежды Richezza: 

©Юлия Гудевич, Арсен Андраникян

– У армянского населения не хватает денег на дорогие вещи. Как выяснилось, заниматься продажей вещей известных брендов в Армении сейчас не очень выгодно. Моему магазину три года, за последнее время продажи существенно упали, почти на треть. Товар стоит недешево. Мало кто может позволить себе купить такую одежду, ведь цены выросли на все, в том числе и на продукты питания. Почти все покупатели говорят, что для них мой магазин дорог – средняя стоимость вещи около 40 000 драм (5 000 рублей). А ведь у меня есть и вещи от лакшери сегмента, а это уже 600 – 700 тысяч драм (более 80 000 рублей). Потому многие носят подделки, не хотят платить за оригинал.

Покупатели у меня в основном местные. Прибыли особой нет, почти весь доход уходит на оплату налогов, аренды и зарплату работникам. Вообще, надо увеличивать цену товара по сравнению с закупочной стоимостью минимум в три раза. Но я делаю наценку в два раза, иначе точно никто не купит. А вот налоги надо обязательно снижать. Иначе работать будет просто невыгодно.

07.12.2021
Шанс для новых экологических проектов
Как гранты помогают молодым людям начать свое экодело
06.05.2021
"В нашей семье - три Героя Великой Отечественной войны"
Сёстры Мария и Дарья Копыловы - о нелегкой судьбе повара на войне
07.02.2022
Как учатся русские студенты в Австрии?
Русские ребята из Вены поделились своим опытом получения образования за рубежом
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой