Мне бы в небо!

Предыдущая статья Следующая статья

Бортпроводники о том, почему профессию сравнивают с работой шахтеров, об экстренных кодах и аплодисментах при посадке

12 июля отмечается Всемирный день бортпроводника гражданской авиации. Несмотря на то что дата чествования стюардов и стюардесс является скорее данью традиции, нежели официально утвержденным праздником, многие авиакомпании принципиально поздравляют своих подчиненных именно в этот день.

©Дмитрий Малый

Профессия бортпроводника имеет почти вековую историю. Принято считать, что появилась она в Германии в 1928 году: именно там решили брать на борт человека, ответственного за обеспечение сервиса во время полета. Сейчас ни один рейс в гражданской авиации не может обойтись без бортпроводников на воздушном судне. Все о профессии бортпроводника «Журналисту Online» рассказали Дмитрий Малый, Людмила Елисеева и Александра Голянищева.

Как оказалось, не все бортпроводники знают о существовании профессионального праздника. Отмечать им некогда: свободного времени, которое они могут провести на земле, а не в небе, категорически не хватает.

Выбор

Людмила. Я выбрала эту профессию, так как в ней нет рутины, присущей, например, работе в офисе, когда каждый твой день похож на предыдущий. У меня есть педагогическое образование, я могла бы работать учительницей начальных классов, но мечтала стать бортпроводницей, и моя мечта осуществилась!

Дмитрий. Мысль о том, что я хочу стать бортпроводником, появилась у меня еще во время учебы в университете. На это повлияли рассказы крестной мамы – бывшей стюардессы. Она очень много путешествовала по миру, и меня увлекали ее истории. По образованию я юрист. Теоретически могу пойти работать по специальности, но это безумно скучно. Бортпроводником работать гораздо интереснее.

Александра. Это было моей целью, другой просто не существовало. Я знала, что пойду работать бортпроводником. Во время учебы в университете я писала научные работы, посвященные авиации.

Ожидания

Людмила. Самым главным ожиданием была возможность увидеть мир, посмотреть города и страны, хотя это не всегда получается, потому что в большинстве своем рейсы разворотные: ты прилетаешь, стоишь в аэропорту примерно час и летишь обратно. К счастью, бывают командировки, когда тебе удается что-то посмотреть в другой стране.

Дмитрий. Я не могу сказать, что ждал чего-то необыкновенного: я довольно рационален, мои ожидания от профессии были скромными, даже более скромными, чем вышло на самом деле. Работа очень интересная, хорошо оплачиваемая. Много работаешь – много получаешь.

Романтика

Людмила. Я никогда не воспринимала свою профессию как романтическую. Да, захватывает дух, когда ты видишь небо из иллюминатора, – этот вид меня всегда покоряет. Но не могу назвать это романтикой, скорее любованием красотами нашего мира.

Дмитрий. Мне очень нравится в свободное время заглянуть в иллюминатор и полюбоваться видом: будь то горы (когда летишь, например, в юго-западную Европу часто видны Альпы) или красивая береговая линия. Я вообще романтик в душе. Надеюсь, что так будет всегда. Не уверен, но хочется в это верить.

©Людмила Елисеева

Обязанности

Людмила. Самое главное – обеспечение безопасности, потому что, если вдруг случится что-то непредвиденное, пассажиры обратятся к бортпроводникам, уверенные, что те знают, как действовать в данной ситуации. И это действительно так, поэтому немного обидно, когда нас считают просто официантами.

Александра. Нужно обеспечивать безопасность не только пассажиров, но и свою, потому что если мы не сможем спасти себя – мы не сможем спасти людей. В наши обязанности входит также обеспечение качественного сервиса, проверка самолета, аварийно-спасательного оборудования, наблюдение за состоянием здоровья пассажиров вплоть до принятия родов и реанимации.

Обучение

Людмила. Если авиакомпания набирает бортпроводников, то информация об этом появляется на ее сайте. Заполняешь анкету, потом тебя могут пригласить на собеседование, и, если оно проходит удачно, авиакомпания берет тебя на обучение. Учат работать на тех самолетах, что находятся в эксплуатации. Обучение длится в целом от двух до четырех месяцев. Но также есть обычные школы стюардесс, которые можно закончить, получить свидетельство и устроиться в компанию. Но попасть туда гораздо сложнее.

Дмитрий. Обучение проходит в центре подготовки авиационного персонала. Каждый день посвящен определенному предмету, с вами работают квалифицированные преподаватели с огромным опытом за плечами. Обучение интересное. Если  вы достаточно эрудированный человек, если у вас хорошая базовая подготовка, чтобы воспринимать и усваивать информацию, то учеба не будет сложной и, возможно, даже очень понравится.

©Людмила Елисеева

Соотношение мужчин и женщин

Дмитрий. Конечно, в профессии больше женщин. Работа сервисная и заключается в заботе о пассажирах. Готовность работать таким образом чаще встречается у женщин, хотя в сфере обслуживания мужчин тоже достаточно.

Людмила. Первой официально зарегистрированной стюардессой была женщина, и звали ее Эллен Черч. Нам рассказывали, что в самом начале самолеты летали очень низко над землей, их трясло, пассажиры боялись летать, поэтому возникла такая идея: набрать молодых девушек-медсестер с небольшим весом (важно, чтобы самолет не был перегружен), готовых оказать людям первую медицинскую помощь, тогда пассажиры будут меньше бояться летать. Расчет оказался верным. Так как изначально эта профессия воспринималась в основном как женская, то девушек в ней всегда было больше.

Александра. Выбор этой профессии у мужчин связан, по моему мнению, с возможностью неплохо заработать, приобрести хороший пакет социальных услуг, не затрачивая при этом особых усилий.

Самое сложное и самое приятное

Людмила. Самое тяжелое в профессии – это, наверное, последствия, которые сказываются на здоровье, в частности радиация, перепады давления, поэтому наша профессия приравнивается к профессии шахтеров, и мы, конечно, тоже раньше выходим на пенсию. Также сложными бывают пассажиры: могут устроить скандал просто потому, что боятся летать и требуют к себе особого внимания. Поэтому нужно быть готовыми общаться с людьми и уметь устранять конфликты. Самое приятное в профессии, наверное, то, как на тебя смотрят люди, когда ты встречаешь их. Они улыбаются, делают комплименты, и это каждый раз наполняет энергией. Ты понимаешь, что хочешь приходить на работу снова и снова.

Дмитрий. Самое тяжелое – работа в принципе. Тяжело работать – легко отдыхать!

Александра. Все зависит от рейса и даже от времени полета. Самое приятное  – возможность посмотреть мир. Самое тяжелое – общение с людьми, с экипажем и пассажирами. Надо уметь находить с ними общий язык.

Подготовка к рейсу

Александра. Подготовка экипажа к рейсу происходит следующим образом. На рейс мы приезжаем за два часа, за полтора часа до рейса устраивают брифинг – собрание бригады, где обсуждают особенности рейса. Старший бортпроводник уточняет вопросы, связанные с безопасностью полета. За час до рейса мы должны быть в самолете. Отрабатываем чек-листы, то есть те пункты, которые мы должны проверить на самолете: исправность оборудования, наличие детских ремней безопасности, жилетов и так далее. Проверяем самолет и его готовность к вылету. Потом приезжает наземная служба, загружает питание, предметы комфорта. Начинается посадка пассажиров.

Дмитрий. Перед полетом весь экипаж должен хорошо выспаться. Важно иметь clear mind и всегда быть готовым к внештатной ситуации. В целом проводники готовятся по-разному. Но всем обязательно нужно смотреть, куда летишь, знакомиться с особенностями рейса. Весь экипаж проходит обязательный осмотр у врача перед рейсом. Если врач заподозрит неладное – члена экипажа отстранят от рейса и заменят его другим, который находится в резерве.

©Людмила Елисеева

Аэрофобия

Людмила. Самолет по статистике – самый безопасный вид транспорта. Я считаю, что не нужно его бояться. Мы выходим на улицу, ездим на машине –  везде существует некий риск для жизни. Может, у человека есть предрассудки, связанные с неудачным полетом в прошлом, и он просто не любит летать по этой причине. Но я считаю, что аэрофобия совершенно не оправдана, бояться летать не нужно!

Александра. Не бойтесь летать! Полеты намного безопаснее, чем, к примеру, путешествия на автомобиле. Сфера авиаперевозок контролируется гораздо строже, нежели сфера автоперевозок. Врачи проверяют экипаж, технический персонал проводит проверки оборудования, все находится под круглосуточным контролем, поэтому бояться летать не стоит.

Турбулентность

Людмила. Турбулентность бывает разная: слабая, средняя и сильная. Слабая, в принципе, не опасна. В кабине пилотов есть системы, которые предугадывают турбулентность и помогают ее обходить. Средняя турбулентность опасна тем, что можно попасть в воздушную яму: самолет как бы проваливается на несколько метров вниз. Каждый раз, когда начинается турбулентность, об этом предупреждают: загорается табло и бортпроводники просят пассажиров пристегнуться.

Дмитрий. Турбулентность опасна в любой степени  проявления, как в низкой, так и в высокой. Для самолета она не представляет невероятной опасности, а для пассажиров – да. В тряске можно травмировать себя любым способом: обжечься, упасть, получить чемоданом по голове. Когда пассажирам настоятельно рекомендуют пристегнуться и не открывать багажные полки – это нужно делать в целях безопасности.

Кодовые слова для экстренных ситуаций

Дмитрий. Специальные кодовые слова для экстренных ситуаций существуют, но применяются только пилотами.

Людмила. Кодовые слова нигде не прописаны, их задают сами пилоты. С помощью этих слов командир корабля  оповещают бортпроводников  о том, что что-то  случилось.

Аплодисменты при посадке

Дмитрий. Аплодисменты – странная российская традиция. Я вообще не понимаю, с чем это связано и почему это происходит. С моей точки зрения, абсурд какой-то. Посадка – один из сложнейших процессов, но и взлет тоже. Почему тогда после взлета не аплодируют?

Людмила. Аплодисменты при посадке, скорее, пережиток прошлого. Раньше, когда самолеты только появились, любой полет действительно считался чем-то невероятным и удивительным, поэтому люди восторженно аплодировали. Сейчас подобное происходит  только с российскими пассажирами, за рубежом я такого не встречала.

Ситуации на работе

Александра. Был недавно один веселый случай: только начали обслуживание, я поворачиваюсь к пассажиру, не знаю, на каком он говорит языке, поэтому спрашиваю у него стандартно на русском, курицу или баранину ему подать. Он с заметным акцентом отвечает: «Чай, пожалуйста». Все вместе посмеялись!

Людмила. Не так давно был забавный случай. Мы взлетели, самолет в горизонтальном полете, отключилось табло, соответственно, можно передвигаться по салону. Вдруг  срабатывает вызов, мы подходим к пассажиру и видим девушку, которая спрашивает, почему мы не летим? Оказывается, она подумала, что мы просто зависли в воздухе на высоте, так как из-за сильной облачности не было видно земли.

Профессия

Александра. Профессия бортпроводника необычна. Это работа очень разноплановая: специалисты недавно подсчитали, что она включает в себя более 150 профессий. Менять пока ничего не хочу.
Дмитрий. Я, наверное, хотел бы сделать карьеру в авиации. Необязательно в роли проводника. Но это вопрос будущего, я пока еще молод и рад тому, что имею. Но, скажу честно, что не вижу себя через 10 лет в роли бортпроводника. Хотелось бы заниматься чем-то другим, более «оседлым», но в сфере авиации.

Людмила. Наверное, я бы не хотела менять свою нынешнюю профессию. Когда работаешь много, устаешь, конечно, закрадываются разные мысли, но они быстро исчезают. Мне нравится моя работа, нравится, как реагируют пассажиры, когда с ними общаешься, когда чувствуешь, что внушаешь доверие и что им не страшно лететь. Это общение с людьми мне очень дорого, и я не думаю, что, занимаясь другой работой, смогу получать столько же  положительных эмоций. Я люблю свою профессию и, надеюсь, никогда не задумаюсь над тем, чтобы ее сменить!

14.12.2022
«Фотография, сделанная вчера, - уже часть истории»
Где найти и как использовать архивные фото, рассказал заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ Олег Бакулин
10.10.2022
Секреты античных гончаров
О производстве керамических изделий в античные времена рассказала кандидат исторических наук Татьяна Егорова
10.10.2022
Муравьи и технологии
На фестивале НАУКА 0+ рассказали о том, как построен муравейник и для чего его изучают современные учёные
20.08.2023
Если человек умен, то он умен во всём
В Фундаментальной библиотеке МГУ прошла лекция Дмитрия Ушакова «Психология интеллекта»