Карьеры без практики не бывает

Следующая статья

На факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова прошел традиционный День карьеры

Авторы: Софья Гладкова, Алексей Зимин, Анастасия Карайбеда, Софья Огрина, Александр Паргунькин, Ярослава Плаксина, Варвара Чадаева

28 апреля двери Дома на Моховой 9 открылись для десятков работодателей из медиа и сотен студентов факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Весь день будущие журналисты слушали лекции от ведущих медиаменеджеров, принимали участие в мастер-классах известных журналистов, узнавали про возможности стажировок и сотрудничества со СМИ на Ярмарке вакансий.

©Екатерина Васильева / Журналист Online

Какие специалисты нужны сегодня в медиа?

День карьеры на журфаке открылся награждением победителей и призеров нового конкурса “Медиакарьера: моя история успеха”. В нем, по словам декана факультета, академика РАО, профессора Елены Леонидовны Вартановой, приняли участие самые смелые студенты и выпускники. Те их них, кто уже имел достойный карьерный старт, получили памятные грамоты и призы. Елена Леонидовна выразила уверенность, что конкурс станет особой традицией “Дня карьеры” на журфаке. 

Также декан отметила, что это первый раз за двухлетний период, когда студенты нескольких курсов встречаются очно. «Сегодня не просто знаменательный день, а день абсолютного счастья», – добавила профессор. 

В начале своего выступления декан Елена Леонидовна Вартанова напомнила гостям и студентам о “трех китах”, на которых держится журналистика: это, прежде всего, знания об обществе, теоретико-практические знания и практика. Без практики, по мнению декана, невозможно представить полноценное журналистское образование, именно поэтому факультет журналистики старается ежегодно проводить День медиакарьеры. 

К участию в дискуссии о начале карьеры в медиаиндустрии были приглашены представители ведущих СМИ России: генеральный директор издательского дома “Аргументы и Факты” Руслан Новиков, исполнительный директор Службы финансово-экономической информации группы “Интерфакс” Юрий Погорелый, директор по стратегическим проектам “ВКонтакте” Зера Черешнева, креативный продюсер телекомпании “Красный квадрат” Татьяна Ермакова и PR-директор “Медиа 1” Виктория Образцова. Модерировала открытую дискуссию доцент факультета, руководитель Центра медиакарьеры на журфаке Анна Николаевна Гуреева.

©Софья Котлякова / Журналист Online

Трое их приглашенных для участия в открытой дискуссии спикеров связаны с журфаком. Юрий Погорелый и Зера Черешнева - выпускники, а Руслан Новиков - доцент факультета. Каждый из присутствовавших гостей поделился собственной историей успеха. 

Руслан Новиков шутя заметил, что не получал профильного журналистского образования. Окончив юридический факультет МГУ, будущий генеральный директор “Аргументов и Фактов” устроился на работу в банк. Большую роль сыграло знание испанского языка, которое и помогло Руслану Новикову попасть в финансовую среду. Потом спикер стал профессиональным управленцем, занялся собственным бизнесом. В медиаиндустрию он пришел без какого-либо опыта, но тем не менее достиг больших высот в менеджменте. По мнению Руслана Новикова, важное значение в судьбе каждого из нас имеет случай, поэтому нужно откликаться на любые интересные вакансии. Более того, необходимо поддерживать связь с однокурсниками, так как “все они ваши потенциальные коллеги и работодатели”. 

Ключевое условие успеха – случай. Остальное – компетенции и связи.
Руслан Новиков

В формате открытой дискуссии спикеры рассуждали о том, какие специалисты нужны сегодня в медиаиндустрии и какими качествами и навыками они должны обладать. 

Первым слово взял исполнительный директор Службы финансово-экономической информации «Интерфакса» Юрий Погорелый. Он ежегодно участвует в работе комиссии на государственном экзамене для выпускных курсов и поэтому отлично знает сильные и слабые стороны молодых специалистов. Юрий Погорелый рассказал о том, что «Интерфакс» неизменно пользуется популярностью у студентов второго и третьего курсов, которые проходят там практику. Те, кто добился хороших результатов, могут остаться работать в редакции. Главное, по словам Юрия Погорелого, как можно раньше прийти на практику, чтобы вовремя определиться, готовы ли вы по-настоящему заниматься журналистикой или нет. “Когда мы приходим на журфак, у нас представление о профессии очень романтичное. Однако при первом столкновении с ней “отваливается” процентов 80 студентов. Именно поэтому на практике так важно пробовать все, охватить как можно больше. Не понравится - уйдете. Но попробовать точно стоит”, - считает спикер. 

Зера Черешнева, директор по стратегическим проекта “ВКонтакте”, согласилась с Юрием Погорелым в том, что журфак дает прекрасную возможность сформировать soft skills навыки. По ее мнению, сейчас для студентов-гуманитариев существует огромное количество возможностей работы в IT-сфере, но, чтобы стать специалистом в технических медиа, нужно обладать высокими коммуникативными навыками, пониманием психологии общения. “Если вы понимаете, что вам не очень нравится писать, но коммуникативные навыки у вас высокие, у вас идеальная, грамотная речь, то идите к нам”, - заключила она. 

Татьяна Ермакова, креативный продюсер телекомпании “Красный квадрат”, дала несколько советов, как сохранить место в телеиндустрии в условиях сильнейшей конкуренции. Очень важно уметь укладываться в дедлайны. “У вас должна быть минутная стрелка в голове: не дружите с дедлайнами, значит, работа на телевидении вам противопоказана”, - предупредила студентов продюсер. Также на телевидении остаются те, кто умеет снимать быстрее, качественнее и дешевле, нежели их коллеги. Например, если вы создали за ограниченное время пять проектов, а другой сотрудник - только три, то работодатель будет ценить именно вас. И еще одно необходимое качество - умение быстро ориентироваться в условиях постоянного изменения сетки программ, когда старые передачи “умирают”, а новые “рождаются”. “Вы должны иметь кнопку, которая называется «Я люблю этот проект»”, - сказала Татьяна Ермакова. Это значит, что нужно быть готовыми создавать новые актуальные программы и любить их не меньше тех, над которыми вы работали до этого. Спикер напомнила, что специалисты телеиндустрии производят только тот контент, который дает рейтинг. 

Руслан Новиков, генеральный директор “Аргументов и Фактов”, в свою очередь, рассказал о проблемах в современной журналистике, на которые стоит обратить внимание. Одна из них - отставание в вопросе внедрения искусственного интеллекта в профессию. Это, по словам специалиста, создает для отечественной журналистики дополнительные риски. В то же время Руслан Новиков убежден, что искусственный интеллект, чьи возможности ограничены составлением сводок погоды и генерированием заголовков, все же не способен заменить журналиста там, где требуются творческие и аналитические способности, креативное мышление. 

Другая серьезная проблема, на его взгляд, это отсутствие в стране эффективной карьерной лестницы в журналистике и отлаженной системы отбора и подготовки кадров. Крупные медиакомпании зачастую неповоротливы: их руководители не могут принимать оперативные решения в стремительно меняющейся реальности. В этих условиях “Аргументам и Фактам” так важны креативные и заинтересованные в профессии молодые люди, которых всегда будут рады видеть в редакции. 

Третья же проблема отечественной журналистики заключается в недостатке “золотых перьев” - авторов, которые пишут и очень качественно, и много. В “Аргументах и Фактах”, например, таких журналистов всего два, и они публикуются в еженедельнике около 20 лет. “Многие талантливые журналисты предпочитают работать на себя”, - объяснил спикер. Несмотря на сложность проблем, сам Руслан Новиков сохраняет оптимистический настрой и верит в то, что нынешнее поколение студентов журфака станет теми самыми “золотыми перьями”, которые будут двигать профессию вперед.

©Софья Гладкова / Журналист Online

Есть ли жизнь после информагентства?

Что такое лист Х/К? Если ваш ответ – лист холодного копчения, поздравляем, вы думаете так же, как когда-то Юрий Погорелый, исполнительный директор группы «Интерфакс». После окончания аспирантуры журфака МГУ молодой специалист пришел выпускающим редактором в экономический отдел «Интерфакса» и стал экспертом в области драгоценных металлов, алмазов и нефти. В разговоре со студентами Юрий Погорелый поделился основными принципами работы ведущего информационного агентства. 

На данный момент постоянными клиентами «Интерфакса» являются медиа, банки и компании. Но кто конкретно производит этот контент прежде, чем СМИ растиражируют его с пометкой «как сообщает “Интерфакс”»? В самом информагентстве постоянно задействованы более 500 журналистов, специализирующихся на очень узких темах. Ежеминутное обновление ленты «Интерфакса» – результат работы групп по банкам и финансовым организациям, инвестиционным компаниям, политическим партиям.

Я не верю в универсальных журналистов, я не верю в людей, которые умеют все, я верю в специализацию.
Юрий Погорелый
©Ярослава Плаксина / Журналист Online

Самый расхожий стереотип о работе журналиста в информационном агентстве – зашкаливающее количество текстов, проходящих в день через каждого сотрудника. На практике объем ежедневного потока новостей не превышает загруженности среднестатистического сотрудника любого СМИ. Однако свои рекорды все же имеются: так, один корреспондент, попавший на закрытый авиационный конгресс, смог передать более 80 заметок за сутки.

Основной навык, которым может похвастаться абсолютно каждый сотрудник информагентства – умение работать с источниками. Именно доступ к проверенной информации отличает настоящих специалистов своего дела. Конечно, из-за подобной специфики «Интерфакс» не может соревноваться по просмотрам с популярными интернет-медиа, однако именно его агенты обеспечивают фактами своих коллег.  

Людям ужасно нравится точка зрения, людям нравится, чтобы у того, что они потребляли, был вкус.
Юрий Погорелый

Также особенностью работы в информационном агентстве является умение писать достаточно объемные тексты. Стандартная заметка «Интерфакса» состоит примерно из 10-12 абзацев, что в других изданиях считается полноценной, даже длинной статьей. Проблема подобных текстов состоит в том, что пользователи не дочитывают, даже не пролистывают их до конца. Как раз в этом и кроется одна из самых сложных задач журналиста «Интерфакса»: необходимо написать настолько динамичный и интересный текст, чтобы читатель «проскролил» страницу до конца. 

Юрий Погорелый также отметил, что для развития в области новостной журналистики необходимо не только четко выполнять свои задачи, переписывая по несколько десятков текстов в день, а углубляться в проблему: анализировать интересы аудитории, алгоритмы соцсетей, Яндекс.Ленты и других платформ. Порой работа над статьёй может занимать не один день, даже не одну неделю. К примеру, Юрий Погорелый работал над своей статьей о без азотных алмазах полтора года. 

Схватка печатных изданий с цифровыми медиа

Руслан Новиков оказался в большой лекционной аудитории факультета журналистики не впервые: вот уже несколько лет генеральный директор «Аргументов и Фактов» является доцентом МГУ. Несмотря на плотный график, он находит время, чтобы прочитать лекции о финансовых составляющих СМИ для студентов магистратуры.  

Свое выступление на Дне карьеры спикер начал с того, что обозначил основную аудиторию «Аргументов и Фактов». Сейчас принято считать, что газеты читают только взрослые и пожилые люди, однако Руслан Новиков опроверг этот стереотип: около одного миллиона читателей издательского дома приходится на аудиторию с возрастом 25-44 года. 

©Александр Паргунькин / Журналист Online
Когда нам говорят, что у нас одни пенсионеры, что никакому рекламодателю это неинтересно, что лучше печататься в деловом СМИ, мы отвечаем, что тираж условной деловой газеты - 20 тысяч экземпляров. Тираж нашей газеты - миллион двести тысяч.
Руслан Новиков

По данным спикера, 22% населения России не имеет доступа к интернету. Телевизионная связь, по его словам, также есть не везде. Основным источником получения информации для таких людей являются печатные СМИ, в частности газета «Аргументы и Факты», которая поставляется даже в самые отдаленные регионы. 

Рассказывая про цифровые медиа, доцент МГУ отметил, что на сегодняшний день они не могут сравниться по показателям аудитории с печатными изданиями. Дело в том, что чтение газет – это не просто досуг, а осознанный выбор человека получить наиболее точную и полную информацию. 

По словам Руслана Новикова, процесс цифровизации изданий в России начался очень поздно. Большую роль сыграла эпидемия коронавируса, которая заставила руководителей многих организаций перенести проекты из offline режима в online. В частности, в 2020 году ИД «Аргументы и Факты» должен был сделать выставку про героев труда во время Второй мировой войны, но в итоге проект был реализован в интернете. 

Помимо трудностей, вызванных пандемией, в 2022 году печатные СМИ столкнулись с новыми проблемами, например, с дефицитом бумаги. По мнению Руслана Новикова, переживать стоит скорее глянцевым журналам, чем газетам. Россия сама производит газетную бумагу и не зависит от иностранных поставщиков. 

В финале выступления, отвечая на вопросы слушателей про рекламу в газетах, генеральный директор «Аргументов и Фактов» заметил, что «это до сих пор очень выгодный бизнес, приносящий сотни миллионов рублей». Более того, оказалось, что печатные медиа – самый дорогой канал получения информации. Оказалось, что 12 часов контента газеты стоят 240 рублей, что равнозначно месячной подписке за безлимитный контент на каком-нибудь стриминговом сервисе.

Как создать популярное реалити-шоу?

Полную аудиторию студентов собрала лекция, посвященная секретам создания реалити-шоу, которую читала креативный продюсер СТС Медиа Фатима Гаппоева. Она работала над полюбившимися миллионам телезрителей реалити «Русский ниндзя», «Полный блэкаут», «Просто кухня» и «Форт Боярд», поэтому разбирается во всех тонкостях создания таких передач на разных этапах от предпродакшена до монтажа. 

В начале выступления спикер напомнила о том, что в сфере развлекательного телевидения, как ни странно, достаточно низкая конкуренция. Поэтому всем, кто чувствует в себе достаточно сил и готов идти к своей цели, она рекомендует попробовать работу в профессии. Начать карьеру можно с должности редактора. Редактор – это человек, отбирающий участников во время кастинга и формирующий рамочный сценарий. Также можно попробовать роль сценариста, который пишет подводки ведущим, или оператора, если есть опыт в съемках. А вот креативными продюсерами становятся не сразу. Для этого нужно иметь не только большой опыт, но и творческие способности и определенный склад ума. 

©Александр Паргунькин / Журналист Online

Реалити-шоу Фатима Гаппоева описала как преимущественно развлекательные передачи, наблюдение за участником, который помещается на какое-то время в замкнутое пространство. Это специально созданный мир, в котором есть правила, но нет дублей, и если какое-то событие произошло, назад уже не вернуться: участники знают, что их постоянно снимают. 

Суть такой передачи проста:  «Есть герой, имеющий какой-то изъян в своем характере, что делает его привлекательным для зрителя. Герой со всеми своими несовершенствами попадает в определенный мир. Там продюсеры и сценаристы создают ситуации, чтобы вывести героя из зоны комфорта. В результате герой и его ценности начинают конфликтовать с этим миром. Это и приводит к постепенной трансформации героя». 

При этом очень важно, чтобы герой действительно хотел участвовать в шоу. Если же у него не будет мотивации, то передачу станет неинтересно смотреть. 

Фатима Гаппоева подчеркнула, что для создания интересного реалити-шоу необходимо проделать огромную работу. Часто на съемки приглашают психологов, которые и участвуют в отборе участников, проходящих кастинг, и пытаются предугадать их линию поведения. Многие мелочи и детали продумываются заранее, чтобы у создателей оставалась возможность влиять на происходящее на съемочной площадке. 

Однако незапланированные события – тоже не редкость. Отступлений от сценария ни в коем случае не нужно бояться. 

Как показывает практика, то, что идет не по сценарию, оказывается самым интересным. Если такое происходит, порадуйтесь и снимайте.
Фатима Гаппоева

В конце лекции Фатима Гаппоева дала студентам журфака еще несколько советов:

  1. На съемках нужно чаще снимать участников шоу крупным планом. Объясняется это тем, что только крупный план с эмоциями позволяет зрителю сопереживать герою и включаться в происходящее на экране. 
  2. Категорически нельзя просить участников что-то сделать специально, изобразить нужную создателям шоу эмоцию, например, испугаться. В тот момент, когда герои начинают вести себя неестественно, передача теряет всякий смысл и уже перестает быть реалити. Лучше, наоборот, оставлять им определенную свободу. Такая свобода - элемент уважения к участнику. 
  3. «Даже если кажется, что съемка завершена, не выключайте камеры. Участники думают, что их уже не снимают и становятся настоящими. Именно такой контент является супер ценным и попадает в эфир».

Самое главное, по словам Фатимы Гаппоевой, помнить о том, что в основу любого телепроекта должен быть заложен какой-то смысл и задача, которую его создатели хотят решить: желания помочь зрителю или рассмешить его.

Карьерный рост во всех плоскостях

Ажиотаж вызвала лекция директора сайтов ELLE.ru, Elledecoration.ru, ELLEGIRL.ru, MarieClaire.ru, StarHit.ru, WDay.ru, Woman.ru, выпускницы факультета журналистики МГУ Екатерины Квашенкиной. Она рассказала о вертикальной, горизонтальной, и предпринимательской траекториях карьеры в медиа.

©Софья Гладкова / Журналист Online

Карьера в медиа и СМИ – это не одно и то же, потому что медиа шире и включает в себя не только традиционную журналистику, но и контент мейкинг в социальных сетях, блогах, влогах и всем цифровом пространстве. Поэтому работа в медиа отличается актуальным набором профессий (IT и смежные позиции), которых нет в СМИ. Причем, название должности может не совпадать с обязанностями. Екатерина Квашенкина вспомнила ситуацию, когда шеф-редактор медиа (отличный шеф, по ее словам) по трудовому договору назывался руководителем труппы, потому что в классификаторе не было позиции «шеф-редактор».

Однако в СМИ всегда есть позиция главного редактора, поэтому если вы, как и спикер, с трех лет мечтали стать главным редактором, то вам стоит работать именно там. Также эксперт подчеркнула, что в СМИ сохранились традиционные специальности и журналистика в ее идеальном виде, что стоит принимать во внимание при выборе работы. 

Екатерина Квашенкина считает, что карьера в новых медиа может строиться быстрее, чем в СМИ и вариантов ее развития больше. Но об этом можно не переживать, потому что разница между медиа и СМИ стремительно стирается.

Кто и где больше востребован: у аудитории лидируют новые медиа и цифровое пространство, там больше вакансий (в том числе благодаря смежным специальностям), а финансовые перспективы любой сферы зависят от объема аудитории.

Навыки и компетенции специалиста определяют понятиями T-shape и E-shape. По мнению спикера, после обучения на журфаке МГУ мы уже становимся T-shape специалистами: обладаем глубокой экспертизой в одной области (например, гениально пишем тексты) и поверхностно разбираемся во всех остальных сферах (соцсети, PR и так далее). Лет пять назад это было эталоном, который искали работодатели, теперь же «хантерят» E-shape специалистов. Чтобы стать E-shape – нужно отлично делать все: писать, разбираться в SMM, P&L, держаться в кадре и контролировать голос, то есть обладать глубокими компетенциями в смежных областях. Екатерина Квашенкина уверена, что новые формулы специалистов не заставят себя ждать.

Вертикальная траектория карьеры доступна не всем. Она подойдет тем, кто быстро адаптируется к изменениям, кому по душе работать с коллективом, изучать менеджмент, принципы работы с персоналом, кто чувствует способность и желание управлять командой и готов расширять ответственность. Так, можно из автора вырасти в редактора, потом заместителя главного редактора, главреда, редакционного директора и директора кластера. Или из администратора – в продюсера, снимающего продюсера, корреспондента, автора фильмов и, в итоге, в руководителя production-студии, если говорить о ТВ. Бывает и так, что ведущий сразу становится селебрити.

«Каждая ступенечка вертикального роста требует новых знаний и их расширения. Невозможно идти по этой истории, если не быть E-shape: здесь нужен широкий набор навыков, знаний, и он должен постоянно расширяться. Как только он у вас перестанет расширяться, вы упретесь в потолок. В том числе вы затормозитесь, если у вас не хватает каких-то личностных качеств. Например, человек дорос до заместителя главного редактора – и все, он не может расти дальше. Человек классно работает с текстами и редакцией, но не понимает принципов работы с бизнесом или ссорится с рекламодателями, и издатель никогда не рискнет его поставить на должность главреда», – объяснила Екатерина Квашенкина.

Горизонтальный карьерный рост требует глубокой экспертизы в одной области, но с учетом того, что вы регулярно повышаете квалификацию, улучшаете качество своих продуктов и концентрируетесь на одной сфере. В России горизонтальная траектория не популярна, несмотря на то, что она подходит многим психотипам. Например, вы из обычного автора становитесь журналистом-экспертом в своей отрасли. Или вы дослужились до главного редактора и со временем стали легендарным главредом, которого другие СМИ пытаются переманить сразу на должность руководителя, тогда вы меняете место работы на лучшее и получаете новые навыки, оставаясь на той же позиции.

Часто те, кто выбирает горизонтальный путь развития в профессии, переходят на предпринимательскую карьеру в медиа. Для создания своего бизнеса в медиа нужно четко понимать, кто ваш клиент или аудитория, принять решение и начать легко, без офиса и штата. Так, тот, кто умеет писать пресс-релизы, вести соцсети, организовывать мероприятия и составлять контент-план, может открыть PR-агентство, фотожурналист – студию, а документалист на ТВ – свой продакшен.

Екатерина Квашенкина рекомендует оставаться на одном рабочем месте минимум год, потому что тогда появляются заметные результаты. В первые годы карьеры нормален годичный-двухгодичный шаг, после, частота, с которой что-то в работе стоит менять и обеспечивать рост – три года.

Как стать лучшим в теле- и радиоэфире?

Известный радиоведущий Вадим Тихомиров, успевший поработать на многих телеканалах, среди которых «Первый», «НТВ», «Домашний», «Мир», радиостанциях «Русское Радио» и «Маяк», рассказал студентам о том, как достичь успеха в аудиовизуальных медиа. В настоящее время Вадим ведет авторскую программу на «Радио России».

По словам Вадима Тихомирова, главные компоненты успеха в профессии – это поставленный голос и харизма. Голос в первую очередь зависит от физического и душевного состояния человека. Именно поэтому так важно не только быть здоровыми, но и раскрепоститься, преодолеть внутреннюю скованность и не забывать хвалить себя. «Каждую минуту вы должны находить в себе что-то новое, наконец поверить в себя. Постоянная внутренняя улыбка, уверенность и позитив ведущего делают его более привлекательным для аудитории, позволяя войти в профессию и добиться успеха», – добавил ведущий. 

©Алексей Зимин / Журналист Online

Если же у вас есть проблемы с дикцией, то не стоит отчаиваться, считая, что путь на радио и телевидение закрыт. Дикцию можно исправить с помощью специальных упражнений и техник. Когда не удается прочитать текст выразительно, сначала нужно проговорить одни согласные, а потом – каждое предложение медленно по слогам. 

Если вам не нравится человек, у которого надо взять интервью, то попробуйте хотя бы на время полюбить его и расположить к себе. Только тогда получится добиться от него правды и сделать разговор более доверительным.
Вадим Тихомиров

Есть множество других психологических приемов и техник воздействия на зрителей и слушателей, о которых мало кто знает. Например, повторение некоторых звуков, таких как «ч», вызывает улыбку. Стоит произнести в эфире подряд несколько слов на «ч», как градус напряжения ослабевает и люди начинают испытывать положительные эмоции. Это особенно полезно, когда нужно помочь аудитории расслабиться и настроиться на восприятие развлекательного контента после серьезных передач.

Если мы соединим западные техники с нашей душой и талантом, а русская душа – это великая душа, то сможем добиться огромных успехов.
Вадим Тихомиров

В завершении своего мастер-класса Вадим Тихомиров напомнил о том, что журналистика стоит на двух китах. «Каждый из нас смотрит телевизор и слушают радио потому, что нам хочется получать новую информацию и новые эмоции». Поэтому ведущий обязательно должен хорошо представлять свою аудиторию, тех людей, для которых он работает, и рассказывать не о себя, а о людях и для людей. 

Обратная сторона профессии «креативный продюсер»

Мастер-класс от креативного продюсера телекомпании «Красный квадрат» Татьяны Ермаковой начался довольно необычно – с правды: «вас никто не ждет, вы никому не нужны и то, что вы умеете делать, может сделать кто угодно». Резкость фразы заставила участников мастер-класса не просто слышать спикера, но и слушать.

В полной тишине Татьяна Ермакова продолжила разбивать розовые очки студентов о работе за кадром. Она рассказала о том, что на телевидении выживают только те, кто понимает, как и что продается.

Мы – продажники! Наша задача – очень дорого продать дешевый материал.
Татьяна Ермакова
©Андрей Кленин / Журналист Online

А чтобы сделать материал качественным и дешевым или бесплатным, нужно уметь договариваться с нужными людьми. Тут уже все методы хороши: от просьб до манипуляций и торгов. Если вам такое не подходит, то нужно попробовать что-то другое, нежели телевидение. Но помните, «прежде чем хлопнуть дверью, вы должны понимать какое такси вас увезет».

Если внутренних конфликтов нет, то мы сталкиваемся с особенностями работы креативным продюсером. Вы должны доходчиво объяснить людям их задачу, чтобы получилось выстроить конечную картинку проекта. Поэтому важен порядок в голове, и уже зная содержание, вы сможете задать правильные технические задания для съемочной группы.

Помимо прочего, чтобы работать креативным продюсером нужно обладать: железным стержнем, настойчивостью, запасом идей и вариантов решения проблем, «минутной стрелкой» в голове, насмотренностью и трудоголизмом.

Но, как уверяет Татьяна Ермакова, не нужно бояться работать креативным продюсером. Потому что после такого опыта не будет страшно работать даже с президентом. И помните – «шеф-редакторов может быть 100, а креативный продюсер только один».

ТАСС уполномочен «хантить» студентов журфака

По статистике руководителя отдела подбора и адаптации персонала ТАСС Анны Петрук, большая часть принимаемых на стажировку заявок поступает от журфаковцев. Все до мелочей о стажировке и практике в федеральном информационном агентстве России рассказали ведущий специалист кадрового учебного департамента ТАСС об организации практики и стажировки в ТАСС Валентина Колесникова и Анна Петрук.

©Софья Гладкова / Журналист Online

Спикеры рассказали о программе годовой стажировки в ТАСС и подчеркнули, что она оплачивается, в отличие от практики. Но стажер должен уметь распределять свое время, чтобы работать 40 часов в неделю по графику, который может предложить отдел, в который он попал.

Однако стажеры получают доступ к образовательным ресурсам, которые ТАСС предлагает сотрудникам. Так, студент может дополнительно учиться работе с текстом, визуальной информацией и изучать иностранные языки.

«Вы учитесь не только внутри отдела, но и получаете полезную информацию в ходе мастер-классов, тренингов с экспертами. Кроме того, это – плотное взаимодействие и с другими стажерами, и с другими экспертами за пределами обучения внутри редакции», – пояснила Анна Петрук.

На сцене поделились опытом практики в ТАСС Улугбек Вахитов и студент факультета журналистики МГУ Егор Косоуров. В отделе мониторинга они работают с зарубежными источниками, например, с немецкими и иранскими. Они пишут новости и коммуницируют с иностранными корреспондентами.

©Софья Гладкова / Журналист Online

Пройти практику или стажировку в ТАСС можно в 12 подразделениях: новостном отделе сайта tass.ru; редакции спортивной информации; редакции «Наука»; редакции внешней политики; отделе неновостного контента сайта tass.ru; редакции информации для иностранных подписчиков; редакции региональных новостей; редакции фотоинформации; РБЗ; редакции мониторинга.

Прошедший три практики в ТАССе Егор Косоуров рассказал «Журналисту online», какие компетенции помогли ему в работе:

– В первую очередь, к необходимым для прохождения, пожалуй, любой журналисткой практики навыкам я бы отнес умение коммуницировать. Именно оно помогает работе практически в любой редакции или отделе, будь то мониторинг, где основной собеседник – компьютер или региональная редакция с большим количеством коммуникативных задач. Журфак, как мне кажется, очень помог с этим. Конечно, трудно оценивать себя со стороны, тем более, говоря о навыках. Но убежден, наш факультет журналистки сыграл определяющую роль в начале моего пока что скромного журналистского пути. 

Анна Петрук дала рекомендации, как пройти отбор: «Для того, чтобы успешно попасть на практику или на стажировку, вам нужно быть всесторонне развитыми, поэтому обязательно читайте художественную литературу, интересуйтесь какими-то более глубокими тематиками, следите за новостной повесткой, будьте в курсе всех событий (российских и зарубежных), учите языки».

 В 2021 году на годовую стажировку было подана 491 заявка, 28 кандидатов были приглашены на стажировку и 19 из них в итоге были приняты на работу.

Как не переписывать продающий текст по сто раз

Эстафету передачи знаний подхватил Александр Табернакулов, медиаменеджер «Яндекса» и механик работы СМИ, который вместе со своей командой из 70 человек пишет рассылки, сообщения, баннеры для «Такси», «Еды» и «Лавки».  Среди основных функций подобных текстов – продвижение товаров и услуг, увеличение процента узнаваемости бренда и повышение доверия к сервису. 

©Ярослава Плаксина / Журналист Online

Первый шаг для написания хорошего материала – зафиксировать договоренности редактора и заказчика. При публикации материала вы получаете много правок от своего клиента, который обычно не удовлетворён проделанной работой. На втором этапе сформулируйте заголовок и план. Они являются основой, по которой вы дальше будете наращивать свой материал. При работе в команде вам необходимо пользоваться краудсорсингом – коллективным выполнением большого объема работы.

Третий шаг – согласуйте заголовок и структуру. На этом этапе необходимо показать заглавие и план работы своему заказчику. Если вашему заказчику не понравится заголовок, примите его мнение. Четвертый шаг – соберите материал согласно плану. Подготовьте каркас своего материала, он должен состоять из подробностей проекта. Среди полезных источников могут быть публикации в СМИ и блогах, презентации, книги, отчеты компаний. Важно на этом этапе составить бриф – список вопросов без ответов. Примером могут быть вопросы по типу: «Есть ли примеры работы?», «Кто это будет читать?», «Где будет текст?», «Какой гайд у площадки?», «Какой гайд у заказчика?», «Когда выйдет публикация?»

Хорошо бы привлечь к работе эксперта. Необходимо проинтервьюировать его для темы материала и спросить, в чём суть его профессии. Иногда вы можете получить такие подробности, про которые никогда не узнаете. 

Пятый шаг – подготовьте черновик. Посмотрите на него глазами заказчика и ответьте на следующие вопросы: «Соответствует ли текст задаче?», «Соответствует ли цель целевой аудитории?», «Соответствует ли текст каналу публикации?».

Шестой шаг – сдайте черновик в срок и соберите правки. Их вы можете получить сначала от эксперта, который вам давал интервью, а только потом от специалиста по коммуникациям. Седьмой шаг – внесите правки и согласуйте доработанный текст. Заканчивать дело можно только тогда, когда заказчик будет полностью удовлетворен:

«Хорошая новость заключается в том, что, чем больше у вас опыта, чем чаще вы работаете с заказчиками, тем быстрее вы будете готовить текст, тем меньше времени вы будете на это тратить» – подытожил эксперт.

07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
26.07.2021
«Любые изменения в поведении питомца — повод задуматься»
Зоопсихолог Вера Кострамичева — о профессии, расстройствах домашних животных и ошибках хозяев
26.03.2022
От трубки до Шуховской и Останковской башен
Выставка, посвященная юбилею Шуховской башни и истории становления телевидения, в музее Останкино
12.12.2021
На мостах Уханя и Москвы: между прошлым и будущим
Где искать первый мост КНР, почему Крымский мост оказался в Москве и как связаны мост на острове Попугая и Живописный мост в Крылатском