Золото холодное гробницы

Предыдущая статья Следующая статья

Выставка сокровищ египетского фараона Тутанхамона на ВДНХ

В честь 100-летнего юбилея открытия гробницы Тутанхамона в 33-м павильоне на ВДНХ проходит выставка точных копий предметов, найденных при раскопках. Здесь можно не только увидеть принадлежавшие фараону драгоценности и парадную колесницу, священного жука Скарабея и погребальную маску Тутанхамона, но и пройти по следам ее первооткрывателей, почувствовать себя исследователем, разобраться в культуре и мифологии этой великой цивилизации.

©Алексей Зимин / Журналист Online

Проклятие гробницы

Первый зал, оформленный как кабинет начала 20 века, посвящен истории открытия гробницы и судьбам ее исследователей. У письменного стола посетителей встречают археолог Говард Картер и египтолог, собиратель древностей Джордж Карнарвон. Их выполненные в полный рост фигуры настолько реалистичны, что я не удивлюсь, если один из них снимет шляпу и заговорит. Стоят здесь Картер и Карнарвон неслучайно. Ровно сто лет назад, в 1922 году, они совершили одно из крупнейших археологических открытий 20 века – обнаружили гробницу египетского фараона Тутанхамона.

©Алексей Зимин / Журналист Online

Однако сам граф Карнарвон, в течение шести лет финансировавший экспедицию, так и не получил всей славы, которой заслуживал. Через четыре месяца после завершения раскопок он умер от воспаления легких. В следующие несколько лет ушли из жизни и другие люди, побывавшие в гробнице, а также часть родственников Карнарвона – всего около 10 человек, многие, правда, уже в преклонном возрасте. Так родилась легенда о проклятии Тутанхамона, активно распространявшаяся британскими таблоидами. И несмотря на то, что первый спустившийся в гробницу человек и ее первооткрыватель – Говард Картер дожил до 64 лет и скончался в 1939 году и современная наука слухи о проклятии не подтверждает, многие люди по-прежнему верят в некие мистические силы, охраняющие покой правителя Древнего Египта.

У противоположной стены макет гробницы: здесь можно рассмотреть каждую комнату и основные предметы, уменьшенные в несколько раз. Вероятно, такой ее видели низко летевшие над Долиной царей птицы.

Что взял с собой Тутанхамон

В основном зале царит приятный полумрак, ярко освящены только сами экспонаты. Многие из них золотого цвета и поэтому блестят и переливаются, но кажется, что блеск этот холодный, таинственный, неземной, какой и должен быть в подземелье. Экскурсовод предупреждает – ходить нужно по деревянным настилам. Справа и слева от них насыпан песок, что не дает забыть: я нахожусь в самом сердце Египта.

Внимание привлекает реконструкция облика Тутанхамона – копия модели французских антропологов Жана Ноэля Виньяля и Элизабет Дейнес. Этот экспонат явно выделяется среди прочих. Нет в нем никакой помпезности, нет чего-то загробного и непостижимого. Все-таки куда приятнее смотреть на живого человека, чем на высохшую за тысячелетия жутковатую мумию, которых всегда так много бывает в крупнейших музеях мира. 

Все, что мы видим вокруг, когда-то принадлежало фараону. Сразу же возникает закономерный вопрос: зачем умершему человеку, пусть даже правителю, такое великое множество вещей? Египтяне верили в то, что земная жизнь не кончается небытием, она лишь прелюдия к жизни вечной. Когда фараон попадет в загробный мир, ему, конечно, понадобятся слуги (их маленькие фигурки оживут и продолжат исполнять волю своего господина), ювелирные украшения, предметы быта, среди которых первые насосы, сосуды и светильники, лодки с оснасткой, игральная доска, церемониальные щиты, трон, опахало, статуэтки богов и роскошная царская колесница. Здесь собраны точные копии более ста предметов, найденных Говардом Картером в гробнице Тутанхамона в Долине Царей.

Парадная колесница – доминанта всей экспозиции основного зала, пройти мимо нее просто невозможно. Внешняя ее часть украшена растительными орнаментами, а на внутренней стороне изображены плененные иноземные враги. Невольно закрадывается мысль: если это чудесное произведение искусства вызывает такое восхищение у меня, человека 21 века, то что должны были чувствовать подданные фараона, когда он в торжественных случаях выезжал на колеснице, запряженной парой благородных лошадей? Только трепет и благоговение перед своим правителем.

© Алексей Зимин / Журналист Online

Среди драгоценностей: ожерелий и амулетов – я замечаю Священного Скарабея и впервые понимаю, почему он так почитался египтянами. Они связывали движение этого жука, который катит шарик навоза с яйцами с востока на запад, в результате чего личинки появляются на свет, с путешествием по небу Солнца, дарящего тепло и саму жизнь. По этой причине Скарабей считался священным насекомым бога Солнца Ра, символизируя созидательную силу и возрождение после смерти.

© Алексей Зимин / Журналист Online

Из усыпальницы в загробный мир

Осмотрев основной зал, я попадаю в святую святых – погребальную камеру фараона. Вход в нее охраняют два грозных стража. Впереди ковчег с фигурой древнеегипетского бога погребальных ритуалов Анубиса. Он проводит души умерших в подземное царство и отвечает за бальзамирование и охрану мумий. Узнать Анубиса несложно – обычно он предстает с головой шакала.

Слева выставлены точные копии мумии Тутанхамона и нескольких его саркофагов, изготовленные с использованием драгоценных металлов. Их оригиналы, которые сейчас хранятся в Каирском музее, сделаны из золота, дорогих камней, ценных пород древесины и весят более сотни килограммов. Десятки килограммов чистого золота!

© Алексей Зимин / Журналист Online

В последнем помещении – сокровищнице – в центре стоит золотая погребальная маска Тутанхамона, ставшая символом всего Древнего Египта. Экскурсовод говорит, что здесь Тутанхамон предстает уже не как человек, а как бог, плоть которого золото, а формы совершенство. Глаза фараона открыты, и когда я заглядываю в них, мне кажется, что и он смотрит на нас из глубины веков и будет наблюдать за земной жизнью до тех пор, пока этот бренный мир существует.

Настенные росписи изображают, как совсем юный Тутанхамон – ведь прожил он всего 18 лет – покидает мир живых и попадает в мир иной, в вечность. Здесь, например, фараон прощается со своей возлюбленной, а уже упомянутый мною бог Анубис положил ему не плечо руку и просит следовать за собой.

© Алексей Зимин / Журналист Online

Ваше сердце будет взвешено

Я выхожу из сокровищницы, еще раз почтительно смотрю на Тутанхамона и поворачиваю направо, к последней экспозиции. Экскурсовод рассказывает, что находящиеся здесь предметы и изображения на стене посвящены важнейшему испытанию, которое ждало египтян после смерти – взвешиванию сердца на суде царя подземного мира и бога воскрешения Осириса. Происходило это так. На одну чашу весов клали человеческое сердце, на другую – почти невесомое перышко. Если перевешивало перышко, значит, человек на земле вел праведную жизнь и поэтому заслуживает бессмертия. А вот отягощенные грехами и преступлениями сердца опускались до земли, после чего их съедала богиня Аммут, чье имя переводится как «пожирательница». Египтяне представляли ее с пастью крокодила, львиными лапами и телом гиппопотама – самых опасных животных, и в наши дни обитающих в долине Нила. Больше всего жители древнего Египта боялись участи быть съеденными богиней, что означало конец их существования в загробном мире.

©Алексей Зимин / Журналист Online

Правда, фараон – наместник Бога на земле – должен был соединиться с предками и богами, а вот его земные враги часто были лишены такой возможности и доставались Аммут на растерзание.

Рядом выставлена голова священной коровы. В ее образе древние египтяне почитали богиню радости, любви и материнства Хатхор. Роль Хатхор, по словам экскурсовода, - была чрезвычайно важна не только на земле, но и в загробном мире. Дело в том, что уже после суда Осириса именно воссоединение с женской сущностью дает человеческой душе возможность возродиться к новой жизни и обрести бессмертие.

20.04.2021
«Кто хочет быть вечно молодым?»
Ведущий научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова Максим Скулачев рассказал об исследованиях лекарства от старения
03.11.2020
Живая музыка и песочная анимация
В Дарвиновском музее прошел органный концерт с песочной анимацией
19.09.2022
Как стать бадди для иностранного студента?
"Журналист Online" поговорил с главой Международного комитета студсовета МГУ Екатериной Цай
07.12.2020
О мой фанфик!
"Журналист Online" поговорил с авторами фанфиков о том, как они находят новые идеи и творческих планах на будущее