В рамках Всероссийского фестиваля НАУКА 0+ прошла лекция «Русский стиль конца XIX – XX в.: между традицией и технологическими инновациями». Доцент кафедры истории России XIX века – начала XX века МГУ имени М. В. Ломоносова Ольга Владимировна Белоусова поведала о направлении, сочетающем в себе прошлое и будущее.
В конце XIX века усталость общества от строгих норм классицизма привела к появлению нового движения в искусстве – модерна. «Его специфика заключается в том, что в нём органично сочеталась эстетика заново открытой и по-новому понятой древности и тяга к самым современным открытиям и достижениям научно-технической мысли», – объясняет Ольга Владимировна. При этом старина не являлась научно реконструированным прошлым, а, скорее, была неким образом, взывающим к эмоциям. В свою очередь, инновации помогали реализовывать идеи и проекты.
На Западе во второй половине XIX века главными площадками для демонстрации передовых технологий стали Всемирные выставки, на которых в эпоху модерна «мода на старину и экзотику» проявлялась в оформлении павильонов и улиц. В Нижнем Новгороде в 1896 году состоялась аналогичная Всероссийская промышленная и художественная выставка, на которой демонстрировались последние достижения страны. Технологические новшества органично смотрелись в пространстве русского стиля, который доминировал в оформлении выставки – павильоны напоминали дворянские усадьбы и теремные палаты.
По словам лектора, в архитектуре русского модерна важную роль сыграло только вошедшее в обиход искусственное освещение. Например, в особняке Степана Рябушинского архитектор с помощью игры со светом создаёт ощущение «пребывания в толще воды», делая лестницу неким мостиком, соединяющим «подводный и воздушный миры». В свою очередь, в доме купца Игумнова целые пространственные фрагменты погружены в темноту, ради создания атмосферы «роскоши и таинственности» – здесь лестница служит переходом из света во тьму.
Более того, большим спросом пользовались изделия из фарфора, фаянса и майолика в русском стиле, произведённые заводом Матвея Кузнецова. Равно как и петербургская фирма Карла Фаберже при создании всем известных яиц использовала передовые технологии тех времён, приурочивая сюжеты к событиям из истории России – к коронации Николая II или открытию Транссибирской магистрали.
По словам Ольги Владимировны, ещё одним феноменом русского модерна была реклама, которая в эпоху модернизации становится неотъемлемым элементом повседневной жизни. При её создании иллюстраторы начинают активно использовать элементы русского стиля. Некоторые художники, например, Иван Билибин, стремились не выходить за рамки изображаемой исторической эпохи. В то время как другие сочетали картины прошлого и настоящего, как, например, в рекламе завода «Гельферих-Саде» на фоне идиллического крестьянского пейзажа изображена недавно изобретённая паровая молотилка. Подобное использование русского стиля было амбивалентным – оно позволяло показывать контраст разных эпох или служить приманкой, обращающейся к знакомому для потребителя образу.
«Для создания старого использовалось новое, образы прошлого продумывались и воплощались в жизнь с помощью приёмов, заимствованных подчас даже не у настоящего, а у будущего», - подводит итог лектор.