Марсианские пейзажи и шагоходы из Звездных войн

Предыдущая статья Следующая статья

Корреспондент "Журналиста Online" побывала на Лопатинском руднике

Лопатинский рудник является крупнейшим месторождением фосфоритов в Европе, которое вот уже несколько собираются закрыть. Его не снесут, не закопают, даже не отдадут под строительство чьей-то дачи, судьба рудника куда прозаичнее – он никому не нужен. С развитием химической промышленности спрос на фосфориты резко упал и надобность в их масштабной добыче иссякла.

©Елизавета Клюева / Журналист Online

А ведь говоря о масштабах, мы имеем в виду колоссальную первобытную мощь - именно такие ассоциации приходят в голову при виде стальных гигантов, десятилетиями бороздивших грунт податливой лопатинской земли. Их называют абзетцерами, это многоковшовые экскаваторы, применение которых не особо распространено в добывающей промышленности из-за узкого перечня пригодных природных условий. Здесь месторождение находится близко к поверхности земли, так что на добычу руды 50 лет назад было решено отправить именно их.

© Елизавета Клюева / Журналист Online
© Елизавета Клюева / Журналист Online
© Елизавета Клюева / Журналист Online

Активная работа началась еще в 60-ых годах ХХ века, а вот главные герои нашей сегодняшней истории прикатили на рудник только в 1984 году. Один из двух уцелевших металлических монстров - Takraf Ers 710 – был рожден на крупнейшем в свое время машиностроительном заводе Германии. Хотя своим видом он воплощает больше не немецкую педантичность, а мощь имперской армады, еще вчера покорявшей космические просторы, уровень лаконичности и точности в деталях дает знать о его корнях. Рядом с абзетцером возвышается экскаватор-драглайн "НКМЗ" ЭШ-11/70. Объем одного его ковша - 11 м³ (достаточно, чтобы вместить легковой автомобиль), длина стрелы – 70 м. Цифры, условные обозначения, даже фотографии не смогут передать реальных размеров этих конструкций, стоявших здесь еще при другом государстве, воплощающих собой уже ушедшую эпоху.

© Елизавета Клюева / Журналист Online
© Елизавета Клюева / Журналист Online
© Елизавета Клюева / Журналист Online

Как и добываемый ими сейчас формовочный песок (да, машины всё еще на ходу), их время неумолимо сыплется сквозь пальцы, оставляя считанные дни до момента, когда последний из стальных гигантов станет металлоломом на свалке истории. А ведь всего 20 лет назад на Лопатинском руднике ютилось целое семейство многоковшовых экскаваторов — двигающихся по рельсам, перемещавшихся на гусеницах, и даже предпочитавших «ходить приставным шагом». Для них было построено две параллельных железнодорожных колеи (одна для машин, другая для постоянно курсировавшего грузового состава. Пути обслуживал специальный путепередвигатель, который до сих пор, как верный слуга, дожидается своего часа по соседству с величественными хозяевами.

© Елизавета Клюева / Журналист Online
© Елизавета Клюева / Журналист Online
© Елизавета Клюева / Журналист Online

Находясь в непосредственной близости от их безжизненных могучих тел, проводя рукой по шершавому ржавеющему корпусу, чувствуешь не трепет и не восхищение, а жалость к их решенной судьбе, к неизбежному вымиранию поразительных экспонатов этого природно-техногенного заповедника.


Лучший способ прочувствовать атмосферу Лопатинского родника – добраться до него пешком. Так мы и поступили. В 8:46 на Казанском вокзале Москвы мы сели в пригородную электричку до платформы Цемгигант, один билет для студента стоил около 160 рублей. После двух часов езды на вполне комфортабельном экспрессе мы вышли на ожидаемо пустынную платформу ближайшего к руднику населенного пункта и вызвали такси. За поездку через Цемгигант (микрорайон города Воскресенск) до самой крайней точки с намеком на наличие дороги (ул. Ягодная) водитель взял с двоих пассажиров 200 рублей. Тут и начался наш паломнический марш.

Заранее советую выбирать день для путешествия по погоде, не солнечная и не дождливая будет в самый раз. Нам досталось первое весеннее палящее солнце, нагревавшее не только голову, но и песок, так что надетые в Москве толстовка и куртка быстро перекочевали на пояс. Несмотря на то, что середина апреля – не самая теплая пора, всё время на руднике я провела в майке без рукавов и ни разу не замерзла.

Вместе с блужданиями по бесчисленным поворотам и тропинкам путь до местонахождения абзетцеров занял у нас около 6 км. Скорость была ниже среднего, потому что большинство времени приходилось идти по песку или по рельсам. Такой выбор был сделан не для дополнительных острых ощущений, а из соображений комфорта. Пути уже год как заброшены и в местах, не успевших зарасти настойчивыми колючками, вполне пригодны для безопасного перемещения. К тому же, колея вела прямо к расположению машин, так что после осознания этого факта идти стало гораздо приятнее.

©Елизавета Клюева / Журналист Online

Основная часть дороги шла по просеке, резко переходящей в широкую песчаную равнину. Еще за полкилометра мы заметили стрелу одного из экскаваторов, уже тогда возвышавшихся над кромкой леса на горизонте. На пути к ним нас встречали длинные, разрезавшие рудник пополам карьеры – результат работы тех малышей вдали. Из-за богатого различными минералами грунта, вода в них окрашена в ярко-коричневый цвет, а песчаные насыпи вырисовывают небольшие дюны, отдаленно напоминающие марсианские ландшафты.

© Елизавета Клюева / Журналист Online
© Елизавета Клюева / Журналист Online
© Елизавета Клюева / Журналист Online

Не менее инопланетными кажутся и сами абзетцеры вблизи. Похожий одновременно на океаническую баржу и гигантскую самку насекомого, ближайший из них встречает своих гостей вытянутой носовой частью с цепочкой ковшей по 300 кг каждый. Точно мощный хобот, во время работы механизм зачерпывает и загружает в грузовой поезд 12 вагонов руды за 12 минут. Обойдя красавца со всех сторон, мы, конечно же, попросились внутрь. Входной билет в одну машину с человека – 100 рублей (разумеется, в карман оператору и рабочим с личной экскурсией от одного из них). 

Мы выбрали экскурсию и ни разу не пожалели: внутри абзетцера помимо мощных связок проводов, приборов с десятками кнопочек и рычагов была обнаружена компактная комнатка-кухня, диспетчерская с мягким уютным троном оператора механизма и сразу возле трона деревянная с байковым одеялом кровать.

© Елизавета Клюева / Журналист Online
© Елизавета Клюева / Журналист Online
© Елизавета Клюева / Журналист Online

Проводник нам достался исключительно интеллигентный. Его истории о транспортировке Такрафа в СССР, о сборке и о сложнейшем устройстве машины, оказала на меня куда меньшее впечатление, чем его глаза. С таким упоением, с такой горестной любовью он рассказывал о своём деле. Для него экскаватор – это верный друг, породистый жеребец, которого вот-вот пустят на мясо. В конце концов и он сам – часть этого механизма – вскоре потеряет хлеб и любимую работу.

Сразу после осмотра первого персонажа мы перешли ко второму. Новому провожатому мы внесли новую плату, но такого же пламенного восторга его рассказ у нас не вызвал. Куда большее впечатление оказала на нас прогулка по «стреле». 70-метровая лестница на вершину драглайна (или тянуши – так называется экскаватор) оказалась куда более реалистичной и скрипучей, чем можно себе представить со стороны.

Как настоящий джентльмен, мой спутник Василий пропустил меня вперед, предоставив уникальную возможность проверить прочность ржавых ступеней на себе. С каждой новой расстояние между мной и песчаным дном всё увеличивалось, но, когда лестница вдруг стала идти под наклоном в 30º, страх высоты как рукой сняло. Теперь приоритетом было добраться до ровной поверхности живой и не уронить камеру. Только на вершине пустота под ногами стала бескрайним простором, уходящим не только вниз, но и на все четыре стороны света. Только на вершине ты осознаешь, что путь наверх, борьба с собой – это и есть жизнь, настоящая, которую не найти по ту сторону черного зеркала.

© Елизавета Клюева / Журналист Online
© Елизавета Клюева / Журналист Online
© Елизавета Клюева / Журналист Online

Этот момент стал апогеем нашего путешествия. После него мы спокойно перекусили, обсудили увиденное и медленно пошли по шпалам обратно в сторону станции. На улице Ягодной нам попалась попутная машина, добрые люди подвезли прямо до перрона. В общей сложности мы прошли около 12 км. Времени на всё про всё тоже ушло не много, уже в 15:55 мы покупали обратный билет до Москвы. В пригородных кассах скидок студентам нет, так что одному придется заплатить 250-350 рублей. В электричке мы с Васей уже не размышляли о превратностях судьбы, а просто смотрели в окно на уходящий из вида Воскресенск. Вот заканчиваются пути, по которым мы шли до рудника, вот перестали мелькать деревянные одноэтажные домишки.

18:00 и мы снова в шумной столице.

800 рублей, 9 часов, море воспоминаний на всю жизнь и только один ты, чтобы почувствовать всё это. 

16.03.2024
Весна - время сдавать!
На журфаке МГУ прошла уже традиционная университетская экологическая акция — Сбор МГУ
10.07.2023
"Там пациенты без наркоза открывают рот!"
Искусствовед Мария Зотова прочитала лекцию о северном модерне Санкт-Петербурга начала XX века
07.12.2022
Чувствовать свое время
«Журналист Online» пообщался со сценаристом и креативным продюсером Юлией Максимовой
26.10.2022
Психология первого курса
О борьбе со стрессом на первом курсе рассказала психолог факультета журналистики МГУ Марина Геннадьевна Сазонова