«Если ты не постишь в интернет, значит, ты не существуешь»

Предыдущая статья Следующая статья

Новая медийная среда требует грамотности

17 сентября в Российской академии образования прошел круглый стол, посвященный инновационным направлениям медиаобразования «цифровой молодежи». 

©Жанеля Жарасова

Тон обсуждению задала декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, профессор Е.Л. Вартанова. Елена Леонидовна подчеркнула, что современный образовательный процесс неотделим от стремительно развивающихся информационных технологий.  «Современная философия, действительно, говорит нам: “Если ты не постишь в интернет, значит, ты не существуешь”», – сказала она. По мнению профессора, медиа стали важным инструментом взаимодействия с внешним миром. Таким образом, в социуме наблюдается повсеместная визуализация пространства, которая и становится новой средой обитания для современных индивидов.

«Медиа – это уже гораздо шире, чем журналистика, – продолжила Елена Леонидовна. – Это новая среда, в которой журналисты как профессионалы не занимают лидирующего места».

Говоря о медиатизации, необходимо учитывать фейковость нынешнего медийного контента. Развитие и распространение fake news Елена Леонидовна связывает с появлением на медиагоризонте новых источников информации, а также с непрофессионализмом людей, жаждущих популярности.

«Новые реалии требуют новых подходов», – заявила декан. В числе этих подходов на первом месте стоит медиаобразование.

По словам профессора, для конструктивного функционирования в экосистеме медиа необходимы развитие аналитических навыков, а также способность к критическому анализу и оценке информации. «Молодежь должна уметь видеть не только смыслы, но и воспринимать критически любую информацию», – подытожила выступление Елена Леонидовна, выделив три основные цели медиаобразования: создание информационной безопасности ребенка, развитие медиаграмотности и воспитание информационной культуры.

Главный редактор «Учительской газеты», директор АНО «Школьный пресс-центр» А. Д. Хасавов, занимает лидирующую позицию среди тех, кто стремится к достижению этих целей. Арслан Дагирович назвал свое выступление так: «Донкихоты против роботов. Роль человека в медиаобразовании школьников». Он начал с заявления о том, что будущее уже давно наступило и людям необходимо уметь с ним взаимодействовать. Спикер затронул актуальность роботизации как в журналистике, так и в учительской практике. Он предложил учредить премию для «донкихотов» – учителей с горящими глазами, обладающих большим запасом идей по «креативизации» школьной экосистемы в рамках медиаграмотности.

©Жанеля Жарасова

Секретарь Союза журналистов России Р. А. Серебряный разошелся во мнении с главным редактором «Учительской газеты». Роман Александрович, ссылаясь на недавнюю беседу со студентами факультета журналистики, сказал о важности и престижности для последних публиковаться именно в печатных изданиях. Интернет-издания, по его мнению, не настолько востребованы, чтобы вовлекать искусственный интеллект и избавляться от человеческого ресурса.

Директор московской школы №1253 Н. А. Акулова рассказала, что в школе в рамках основной образовательной программы открылся класс для будущих журналистов, где, помимо специальных курсов, ученики встречаются со специалистами в сфере медиа. Цель создания такого класса – познакомить ребенка с азами профессии и дать ему возможность понять, насколько ему это интересно.

Профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Татьяна Ивановна Фролова поделилась результатами исследования «Медиаграмотность школьников в оценке родителей и учителей». Она подняла важный вопрос о влиянии медиа на детей, на их родителей и на учителей. В результате исследования выяснилось, что 20% детей считают, что учителя влияют на их медиапотребление, 50% детей – что родители. К интернету представители всех отмеченных социальных групп относятся позитивно, газет в семьях почти не читают, а большое количество телевизоров, размещенных в одном доме, разобщает интересы членов семьи. Из-за обилия информации дети дезориентированы и находятся в зоне психологического риска. Татьяна Ивановна привела некоторые высказывания учителей: «Отключение интернета сравнивается с концом света», «Нам надо научить работать детей с информацией, они этого не умеют», а также родителей: «Интернет затмит все – и книги, и остальное», «Без информации сейчас не прожить», «80% времени играет и сын, и отец».

Доцент МГУ имени М.В. Ломоносова Мария Евгеньевна Аникина отметила, что в одном из отчетов «Лаборатории Касперского» за 2019 год средний возраст, в котором начинают пользоваться гаджетами, составляет 3 года. Если учитывать исследования психологов, считающих, что для корректного развития человеческого мозга до 3-х лет абсолютно противопоказаны экраны, данная статистика может обернуться большой проблемой.

В заключение участники круглого стола предложили объединить усилия всех присутствующих педагогов и создать универсальную программу медиаобразования для средней и высшей школы, а также задуматься над аналогичным проектом для родителей.

13.03.2024
"Не хватает только красок в жизни"
Незрячая студентка Регина Парпиева об учёбе на журфаке МГУ, жизни за его пределами и о том, как "не видеть препятствий"
07.10.2022
Как определить настроение текста
Профессор МГУ Наталья Валентиновна Лукашевич рассказала о том, как искусственный интеллект распознает тональность текста
21.07.2021
«Корейцы любят наш типаж!»
Модели Светлана Истомина, Элиз Чуприс и Анастасия Соловьёва поделились c "Журналистом Online" впечатлениями о работе в Южной Корее
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать