12 октября в рамках Всероссийского фестиваля НАУКА 0+ в Московском дворце пионеров состоялась лекция «Медиаобразование в семье: как родители и дети вместе могут сделать соцсети безопаснее». Её прочитала декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор, академик РАО Елена Леонидовна Вартанова.
Открыл лекцию заместитель президента РАО Геннадий Григорьевич Онищенко. Также вступительные слова сказали вице-президент по внешним коммуникациям издательства «Просвещение» Павел Михайлович Зенькович и уполномоченная по правам ребёнка в Москве Ольга Владимировна Ярославская. Она отметила, что сегодняшнее мероприятие особенное и проводится оно в уникальном месте.
Декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО Елена Леонидовна Вартанова акцентировала, что фестиваль науки проводится уже в 19 раз: «Он начался с МГУ, а сейчас распространился по всем образовательным площадкам Москвы, России и зарубежья».
Лектор отметила, что общество постоянно меняется, а роль медиа в нем очень резко выросла: «Мы все чаще говорим о том, что видим разницу между поколениями, которые росли на печатных книгах и газетах, и наших детях, которые родились в эпоху цифровых технологий». Такое различие поколений сильно влияет и на пространство общественной коммуникации. Елена Вартанова выделила ключевую проблему в медиа — опасность цифровой среды для детей и подростков. Она привела статистику, исходя из которой 50% родителей беспокоятся о воздействии медиа на самочувствие их детей.
В качестве примера негативного влияния она привела блогосферу, которая не имеет четкого статуса и правового регулирования. Сегодня каждый человек может стать инфлюенсером, влиять на общественное сознание и транслировать не всегда правильные смыслы аудитории, что может отрицательно сказаться на сознании ребенка. Аналогичная ситуация, по словам Елены Леонидовны Вартановой, прослеживается и с искусственным интеллектом, а также другими программами, которые работают с большими данными. Эти технологии уже влияют на общественные коммуникации, генерируя фейки и распространяя их по сети.
Именно поэтому медиаобразование критически важно в текущих реалиях. «Мы точно понимаем, что медиаграмотность сегодня — навык не только создавать контент, но и деконструировать информацию в соцсетях. Медиаграмотность — это про умение видеть хорошее и опасное», — объяснила Елена Вартанова.
Но что делать, чтобы обезопасить своего ребенка в медиа? На лекции был дан четкий ответ на этот вопрос. Прежде всего, родитель сам должен подавать положительный пример, отказываясь от устройств во время семейного общения, указывать на существующие опасности цифровой среды. Кроме того, родителям необходимо следить за медиапотреблением ребенка, использовать функции «родительский контроль» и комплексно внедрять рациональный режим дня. Эти простые правила крайне важны для социализации ребенка, его здоровья и развития в реальном, а не виртуальном мире.