«Первый Оскар» на российских экранах

Предыдущая статья Следующая статья

Посвящается фронтовым операторам времен Великой Отечественной войны

В апреле в Москве прошла премьера фильма Сергея Мокрицкого «Первый Оскар». Кинокартина посвящена фронтовым операторам, которые смогли запечатлеть события битвы за Москву 1941 – 1942 года. Подвергая себя опасности, они делали настоящее искусство и совершили переворот в истории документального кино.

©Софья Огрина / Журналист Online

От создателей фильма «Первый Оскар»:

На премьере 14 апреля присутствовала съёмочная группа вместе с продюсером Натальей Мокрицкой, которая рассказала о истории первого советского Оскара и о выдающихся кинематографистах военной эпохи:

«То, что сделали 16 операторов и два режиссёра: Варламов и Копалин – это был настоящий подвиг. Они сделали картину за три месяца, и уже в феврале 42-ого года фильм вышел в прокат на 800 копиях. Это и сегодня, поверьте, много, а в те времена это было действительно какая-то уникальная цифра».

Особое внимание продюсер и по совместительству генеральный директор «Москино» уделила появлению фильма на больших экранах в Великобритании и Соединённых Штатах. Дэвид Селзник, американский сценарист и кинопродюсер, был в восхищении от просмотра «Moscow's strike back» («Москва наносит ответный удар»). Его настолько впечатлила работа русских операторов, что он решил договориться с членами Киноакадемии об отдельной премии для этого фильма: «Документальное кино». Сделать это было непросто, так как в США особое внимание уделялось прежде всего семейному кино. Но добившись премии для «Разгрома фашистских войск под Москвой», он сделал огромный вклад не только для советского кинематографа, но и для всего мира документального кино.

Советские операторы работали в настоящих полевых условиях, не боясь танков, гранат, смерти солдат, которых они снимали. Вся команда, работавшая над этим фильмом, запечатлела, пожалуй, один из главных подвигов русских солдат – борьбу за жизнь своих близких и за тех, кто не побоялся смерти во имя защиты Родины. Многие, кто был на фронте и снимал документальное кино, в мирное время, начали преподавать в известном институте кинематографии – ВГИКе. Там же получил образование режиссёр фильма «Первый Оскар» Сергей Мокрицкий. Он посвятил картину своим учителям, выдающимся мастерам Александру Гальперину – советскому кинооператору, заслуженному деятелю РСФСР, и Анатолию Колошину – оператору, режиссёру и сценаристу документального кино, народному артисту РСФСР. Режиссёр «Первого Оскара» не смог присутствовать на премьере, но передал своё видеообращение зрителям и съёмочной группе:

«Я надеюсь фильм понравился. Надеюсь я потому, что главная тема фильма – тема любви. А это чувство знакомо каждому. Пережито каждым. Собственно, оно и делает человека человеком. Недавно в интервью меня спросили, какое личное открытие я сделал вовремя работы над фильмом «Первый Оскар». Я ответил, что таким открытием стала для меня съёмочная группа, те люди, с которыми мы вместе прошли путь, путь от тарелки до премьеры… Я думаю, что фронтовые операторы, о которых мы сняли кино, были бы нами довольны».

О фильме:

«Первый Оскар» - кинокартина, основанная на реальных событиях. Фильм повествует о молодых советских студентах факультета кинематографии, которые остались в Москве и сняли документальный фильм о событиях 1941-1942 годов. Война решила прервать их планы на обучение. Но она не позволила им отказаться от искусства. Главные герои – студенты-операторы Лев Альперин и Иван Майский – антагонисты, которые борются не только за свой взгляд на кино, но и за свою любовь. Они готовы на всё, чтобы люди увидели правду о войне, не завуалированную, не спрятанную за маску цензуры, а самую настоящую. Их работа была одной из самых тяжёлых и рискованных. Но именно она стала ключевой в истории советского кинематографа и первого Оскара за номинацию «Документальное кино».

Впечатления от просмотра:

Этот фильм – дань тем, кто пережил многое ради искусства, кто ответственно подходил к своей профессии и решил передать эту память потомкам. Кадры, снятые под руководством Сергея Мокрицкого, описывают картину военного времени и в особенности собирательные образы тех людей, которые решили жить во имя правды. Тот юношеский задор, творческий азарт, честность и открытость новому опыту, пусть и сложному, и смертельному – всё это передано благодаря актёрской игре Тихона Жизневского, Антона Момота, Дарьи Жовнер, Остина Басиса, Андрея Мерзликина и других. Это не просто кино, это настоящая картина о переплетении судеб разных поколений, культур, людей, противоположных жизненных ценностей. Особенная заслуга проявляется в том, как переплетены кадры советской эпохи и современности, и как новая кинокартина возвращает нас к событиям прошедшей эпохи.

15.04.2024
Мир, дружба, кибергуманизм
Фиджитал-выставка «Город Сад: Мультивселенные» в центре Современного искусства М’АРС
27.03.2024
Журналистика – наука обо всем?
На журфаке МГУ прошло заседание Межкафедрального научного семинара "Прохоровские чтения"
15.04.2024
Традиционная редакция СМИ против блогеров и алгоритмов?
Секция журфака МГУ «Платформенные медиа: вызов журналистике и СМИ?» прошла в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ
13.03.2024
"Не хватает только красок в жизни"
Незрячая студентка Регина Парпиева об учёбе на журфаке МГУ, жизни за его пределами и о том, как "не видеть препятствий"