Романтический «Gesamtkunstwerk»

Предыдущая статья Следующая статья

Корреспондент «Журналиста Online» побывал на выставке «Мечты о Свободе. Романтизм в России и Германии» в Третьяковке

«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» – первый опыт сравнения искусства эпохи романтизма в двух странах. Посетители полностью погружаются в романтический мир: они проходят лабиринт, подобный жизненному пути человека, наслаждаются мелодией морской стихии, любуются пейзажами, портретами, современным искусством.  

23 апреля в Третьяковской галерее открылась выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», которую можно посетить до 8 августа. Экспозиция представлена как полотнами художников XIX века, так и картинами, видеоартами современных мастеров. Таким образом кураторы выставки подчеркнули вневременной характер романтизма.

©Лиляна Агаджанян / Журналист Online

Конец XVIII-начало XIX века – время рождения новых государственных союзов и гибели империй прошлого. Романтизм возникает в период кризиса рационализма: разочарование в результатах Великой французской революции, неудовлетворенность окружающей средой. Наполеоновские войны усиливают в мире такой процесс как национальное самоопределение. Так, тема Родины главенствует в начале эпохи романтизма, поэтому именно она открывает выставку. Художники-романтики переживают духовное единство с окружающей действительностью, изображая природные красоты на полотнах. 

Антон Иванов «Остров Валаам при закате солнца»
© Лиляна Агаджанян / Журналист Online
Людвиг Рихтер «Переправа у замка Шрекенштайн»
© Лиляна Агаджанян / Журналист Online

Отдельный блок на выставке посвящен Италии. Страна выступает идеальным миром, куда можно сбежать от действительности. Художников интересует образ жизни итальянцев, их обычаи.

©Лиляна Агаджанян / Журналист Online
Карл Брюллов «У Богородицкого дуба»

Образ океана – открытие романтизма. «Не только бесконечная красота, но и постоянная опасность,» - так охарактеризовал романтическое изображение стихии начальник службы экспозиционно-выставочной деятельности Александр Годованец.

©Лиляна Агаджанян / Журналист Online
Эдмунд Хоттенрот «Морской прибой», Софья Сухово-Кобылина «Перед Грозой», «Старое дерево у скалы», Томас Фернли «Северный край»

«Свобода» – еще один раздел выставки, представленный искусством как художников XVIII-XIX веков, так и современных мастеров. Идею свободы разделяли участники Великой французской революции, повлиявшей на само возникновение романтизма. Романтики провозглашали независимость развития личности, понятие свободы также сливалось со стихией. 

«Свобода, равенство, братство» - девиз, берущий свое начало со времён Великой французской революции. Сегодня многие художники, продолжая традиции предшественников, следуют этой идее.

©Лиляна Агаджанян / Журналист Online
Эрик Булатов «Свобода есть свобода»

Внимание к внутреннему миру – одна из особенностей романтизма. Интерес вызывают духовные поиски, эмоциональное состояние человека. Художники-романтики раскрывают внутреннее состояние через пейзаж. Так, мрачная картина Воробьева «Дуб, раздробленный молнией» передает личную трагедию художника - смерть жены.

©Лиляна Агаджанян / Журналист Online
Максим Воробьев «Дуб, раздробленный молнией»

Одним из открытий романтизма считается изображение мира ребенка. До этой эпохи детство считалось периодом, который нужно скорее пройти.

©Лиляна Агаджанян / Журналист Online
Карл Готлиб Пешель «Братья и сестра»

Религиозные мотивы также не чужды романтизму. О Сикстинской Мадонне Рафаэля пишет Жуковский: «На лице ее ничто не выражено, то есть, на нем нет выражения понятного, имеющего определенное имя; но в нем находишь, в каком-то таинственном соединении, все: спокойствие, чистоту, величие…» («Рафаэлева Мадонна [Из письма о Дрезденской галерее]»). Этот божественный образ появляется на полотнах художников-романтиков, которые вслед за Жуковским восхищаются Сикстинской Мадонной.

Один из блоков выставки называется «Протагонисты». В этом разделе представлены портреты деятелей искусства – друзей художников. Романтическая дружба между Жуковским, русским поэтом, и Фридрихом, немецким художником, – один из лейтмотивов проекта. «Родитель на Руси немецкого романтизма» способствует тому, что картины Фридриха отправляют в Петербург, а позже – после того, как Фридрих пережил инсульт и не мог больше зарабатывать на живописи – Жуковский ходатайствует о художнике из Германии перед Александром II. 

Построение выставочного пространства было предложено американским архитектором Даниэлем Либескиндом. Примечательно, что нет единого маршрута – абсолютная свобода в выборе направления по проекту. Романтическая форма соответствует содержанию проекта. Герой эпохи романтизма создает метафору бесконечного пути, его жизненная дорога подобна лабиринту, и только в конце он достигает цели, обретая свободу. Сам проект поэтому выстроен как лабиринт, созданный из двух пересекающихся друг с другом спиралей. В его центре – два важнейших художника эпохи романтизма: Каспар Давид Фридрих и Александр Иванов.

Каспар Давид Фридрих «Исполиновы горы»
© Лиляна Агаджанян / Журналист Online
Александр Иванов «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением»
© Лиляна Агаджанян / Журналист Online
Федор Моллер «Портрет Н.В. Гоголя»
© Лиляна Агаджанян / Журналист Online
Фердинанд Цапф «Сикстинская Мадонна»
© Лиляна Агаджанян / Журналист Online

Выставка задумывалась как «Gesamtkunstwerk» – концепция, суть которой заключается в одномоментном воздействии множества видов искусства. Посетители проекта увидят не только картины и видеоарты, но и предметы, связанные с великими людьми. Например, ружья такого образца являлись основными в арсенале российского войска в начале XIX века. С ними же в 1825 году на Сенатскую площадь вышли декабристы – солдаты восставших полков. Идею политического романтизма дополняет проект конституции Н.М. Муравьева. 

© Лиляна Агаджанян / Журналист Online
© Лиляна Агаджанян / Журналист Online
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
10.07.2023
"Надо комедию снять!"
6 июля в учебно-образовательном кластере "Ломоносов" дебютировал сериал "Макрон"
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
05.07.2023
Будущее онлайн-кинотеатров в России
4 июля в кластере "Ломоносов" состоялась панельная дискуссия о будущем российских онлайн-кинотеатров