«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» – первый опыт сравнения искусства эпохи романтизма в двух странах. Посетители полностью погружаются в романтический мир: они проходят лабиринт, подобный жизненному пути человека, наслаждаются мелодией морской стихии, любуются пейзажами, портретами, современным искусством.
23 апреля в Третьяковской галерее открылась выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», которую можно посетить до 8 августа. Экспозиция представлена как полотнами художников XIX века, так и картинами, видеоартами современных мастеров. Таким образом кураторы выставки подчеркнули вневременной характер романтизма.
Конец XVIII-начало XIX века – время рождения новых государственных союзов и гибели империй прошлого. Романтизм возникает в период кризиса рационализма: разочарование в результатах Великой французской революции, неудовлетворенность окружающей средой. Наполеоновские войны усиливают в мире такой процесс как национальное самоопределение. Так, тема Родины главенствует в начале эпохи романтизма, поэтому именно она открывает выставку. Художники-романтики переживают духовное единство с окружающей действительностью, изображая природные красоты на полотнах.
Отдельный блок на выставке посвящен Италии. Страна выступает идеальным миром, куда можно сбежать от действительности. Художников интересует образ жизни итальянцев, их обычаи.
Образ океана – открытие романтизма. «Не только бесконечная красота, но и постоянная опасность,» - так охарактеризовал романтическое изображение стихии начальник службы экспозиционно-выставочной деятельности Александр Годованец.
«Свобода» – еще один раздел выставки, представленный искусством как художников XVIII-XIX веков, так и современных мастеров. Идею свободы разделяли участники Великой французской революции, повлиявшей на само возникновение романтизма. Романтики провозглашали независимость развития личности, понятие свободы также сливалось со стихией.
«Свобода, равенство, братство» - девиз, берущий свое начало со времён Великой французской революции. Сегодня многие художники, продолжая традиции предшественников, следуют этой идее.
Внимание к внутреннему миру – одна из особенностей романтизма. Интерес вызывают духовные поиски, эмоциональное состояние человека. Художники-романтики раскрывают внутреннее состояние через пейзаж. Так, мрачная картина Воробьева «Дуб, раздробленный молнией» передает личную трагедию художника - смерть жены.
Одним из открытий романтизма считается изображение мира ребенка. До этой эпохи детство считалось периодом, который нужно скорее пройти.
Религиозные мотивы также не чужды романтизму. О Сикстинской Мадонне Рафаэля пишет Жуковский: «На лице ее ничто не выражено, то есть, на нем нет выражения понятного, имеющего определенное имя; но в нем находишь, в каком-то таинственном соединении, все: спокойствие, чистоту, величие…» («Рафаэлева Мадонна [Из письма о Дрезденской галерее]»). Этот божественный образ появляется на полотнах художников-романтиков, которые вслед за Жуковским восхищаются Сикстинской Мадонной.
Один из блоков выставки называется «Протагонисты». В этом разделе представлены портреты деятелей искусства – друзей художников. Романтическая дружба между Жуковским, русским поэтом, и Фридрихом, немецким художником, – один из лейтмотивов проекта. «Родитель на Руси немецкого романтизма» способствует тому, что картины Фридриха отправляют в Петербург, а позже – после того, как Фридрих пережил инсульт и не мог больше зарабатывать на живописи – Жуковский ходатайствует о художнике из Германии перед Александром II.
Построение выставочного пространства было предложено американским архитектором Даниэлем Либескиндом. Примечательно, что нет единого маршрута – абсолютная свобода в выборе направления по проекту. Романтическая форма соответствует содержанию проекта. Герой эпохи романтизма создает метафору бесконечного пути, его жизненная дорога подобна лабиринту, и только в конце он достигает цели, обретая свободу. Сам проект поэтому выстроен как лабиринт, созданный из двух пересекающихся друг с другом спиралей. В его центре – два важнейших художника эпохи романтизма: Каспар Давид Фридрих и Александр Иванов.
Выставка задумывалась как «Gesamtkunstwerk» – концепция, суть которой заключается в одномоментном воздействии множества видов искусства. Посетители проекта увидят не только картины и видеоарты, но и предметы, связанные с великими людьми. Например, ружья такого образца являлись основными в арсенале российского войска в начале XIX века. С ними же в 1825 году на Сенатскую площадь вышли декабристы – солдаты восставших полков. Идею политического романтизма дополняет проект конституции Н.М. Муравьева.