Секреты античных гончаров

Предыдущая статья Следующая статья

О производстве керамических изделий в античные времена рассказала кандидат исторических наук Татьяна Егорова

В рамках Всероссийского фестиваля НАУКА 0+ прошла лекция «Секреты мастерства античных гончаров: технологии изготовления и методы изучения древнегреческой керамики». Татьяна Валерьевна Егорова, кандидат исторических наук, рассказала о том, какую глину использовали для изготовления керамической посуды, где её искали, как производили и как современная наука изучает это мастерство сейчас.

©https://www.piqsels.com/

В начале лекции Татьяна Валерьевна рассказала о том, почему греки предпочитали использовать в качестве материала именно глину. Это была самым доступным ресурсом, который обладает пластичностью и относительной водонепроницаемостью после обжига, что позволяло использовать такую посуду для различных нужд.

Одними из самых массовых находок при раскопках, уточнила лектор, как раз является тарная керамика, которую использовали для хранения и перевозки продуктов. Второй по частоте нахождения является столовая посуда. В эпоху античности были особенно популярны чернолаковые изделия. Также археологи очень часто находят рельефную керамику. Однако, одними из самых редких находок являются гончарный диск и то углубление, куда он устанавливался.

Также Татьяна Валерьевна рассказала слушателям про то, как современные ученые исследуют античную эпоху с помощью гончарного мастерства. Много информации можно узнать о центрах производства керамики, просто взглянув на форму сосуда, так как в различных мастерских делали свою, уникальную, форму. Помимо этого, исследователям помогают и иллюстрации на сосуде. Античные вазописцы часто иллюстрировали не только сцены баталий, но и картины на производственную тему. Так, у нас сохранилось большое количество изображений гончарных мастерских, что позволяет сейчас реконструировать такую постройку.

Гости фестиваля смогли узнать про то, как производилась сама керамика. Сначала глину выкапывали в специальных ямах и доставляли к месту обработки, где материал длительное время очищали от примесей. Это делали довольно продолжительное время, так как при обжиге керамическая тара могла просто-напросто расколоться, если там остались частички. После очистки глине придавали форму. Античные гончары практически не изготавливали цельный продукт, а лепили разные части и потом склеивали их друг с другом при помощи жидкой глины.

После такой «сборки» посуду просушивали несколько недель и только потом отправляли в печь. Лектор показала слушателям несколько слайдов, иллюстрировавших, как именно сосуды погружались туда. Поскольку, это было массовым производством в то время, гончарам надо было экономить дерево для печи, поэтому они ставили посуду очень плотно друг к другу. Именно из-за этого не некоторых изделиях можно увидеть следы деформации от такого обжига.

Использование керамических изделий также было очень затратным, так как многие сосуды нельзя было использовать повторно, если там перевозили масло, вино или рыбу. Поэтому подобные амфоры промывали насколько это возможно и использовали для обрядов. Среди греков было широко распространено погребение детей в амфорах. Иногда промытые, но уже не годные для перевозки продуктов амфоры использовали для захоронения.

Лектор рассказала слушателям про то, как наносилась краска на керамическое изделие. Античные мастера следовали моде, которая распространялась и на посуду, и сначала покрывали одну сторону изделия чёрной краской с красным рисунком, а на другой стороне меняли цвета местами. Уже позже керамическая посуда стала целиком покрываться одним цветом, на котором рисовали изображение.

07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
06.02.2024
"Мы делаем это ради студентов"
Журфак МГУ принял участников научной конференции со всей России и из стран СНГ
14.06.2023
«Музей – это машина времени»
На ВДНХ прошла лекция о музеях как о форме медленных медиа
10.07.2023
Перепридумывать кино
Киновед Всеволод Коршунов презентовал книгу "Призвание: режиссер"