Студенты – это будущее

Предыдущая статья Следующая статья

Владимир Познер о том, как стать профессиональным журналистом

О состоянии СМИ на постсоветстком пространстве и о творческом кризисе журналист Владимир Познер поговорил во время встречи с армянскими студентами в стенах Российско-Армянского университета. Мастер-класс в Ереване прошел в теплой атмосфере и оставил массу положительных впечатлений у студентов.

©Айк Азарян

Мы всегда знаем, когда мы врем

Как стать независимым журналистом? С одной стороны, это очень просто. Мы всегда знаем, когда мы врем. Знаем, когда что-то делаем за деньги, хотя и понимаем, что это неправильно. Мы знаем это все. Значит, на самом деле надо просто помнить, какова задача журналиста. Он должен быть “цепным псом”, который лает и обращает внимание общества и власти на то, что не в порядке. Он не только старается сообщать аудитории информацию, которая ему нравится, но и стремится быть уравновешенным и объективным. На словах это все просто, на деле очень трудно, потому что зачастую журналисту не дают честно заниматься своим делом. Приходится иногда идти на компромиссы. И тут очень важно помнить и понимать, каков компромисс: это предательство по отношению к себе или нет, стоит ли идти на компромисс. Вообще, вся жизнь состоит из компромиссов: между мужем и женой, между родителями и детьми. Всегда есть компромисс. Вопрос в том, насколько он серьезен. Например, пока я работаю на Первом канале, понимаю, что есть люди, которых нельзя интервьюировать. Я мог бы уйти и закрыть программу исходя из своих принципов. Но я иду на компромисс.

Когда ты молодой, начинаешь думать, что ты очень важный

Иногда интервью может не получится. Например, как в случае провала Юрия Дудя в беседе с Дмитрием Киселевым. Дудь еще молодой человек, к нему пришла большая слава. В его возрасте с этим трудно справиться. Есть такое выражение – пройти огонь, воду и медные трубы. Воду и огонь ладно, а вот медные трубы, которые символизируют славу и честь, трудно пройти. Особенно когда ты молодой, то начинаешь думать, что ты очень важный. Отчасти Дудь достиг “важного” уровня. Мне кажется, в случае с Дмитрием Киселевым Юрий его просто недооценил. Киселев очень умный, очень образованный, очень опытный человек. Дудю, мне кажется, показалось, что он “размажет” Киселева, но произошло наоборот. Он начисто проиграл. Это был хороший урок. Надо понимать, что у тебя всегда может быть противник, которого нельзя недооценивать.

© Айк Азарян
© Айк Азарян
© Айк Азарян
© Айк Азарян
© Айк Азарян
© Айк Азарян

О врачах и журналистах

У врача есть долг – спасать людей. Вне зависимости от национальности, цвета кожи, религии и т.д. Когда он видит на поле боя раненого, он не спрашивает, ты чей, он его спасает. Применительно к журналистике я хочу сказать, что журналист обязан сообщить новость. У него нет возможности рассуждать так: "Это хорошая новость, а это плохая новость, вредная новость... Может быть, не надо об этом говорить?" В таком случае он уже не журналист.

Мы пишем о том, что интересно потребителю

Интересна ли культура потребителю? Пока что не очень, похоже. Пока что его интересуют какие-то скандалы, кто с кем спит и как спит, про кино, про политику интересно... А что интересного в культуре? Например, в России в каждой газете есть раздел, где пишут о новых спектаклях, о новых книгах, о выставках, но это такая тема, которая не считается рейтинговой, то есть считается, что она не очень привлекает людей. Что тут можно сделать? Нужно, очевидно, менять в определенной степени систему школьного образования. Надо, чтобы в школе люди начали понимать, как важна культура. Нужно возбуждать этот интерес. И тогда появится читатель или слушатель. Журналисты, которые могут ярко и блестяще писать об этом, конечно, есть.

©Айк Азарян

“At least I tried”

По поводу творческого кризиса я бы не стал переживать. Бороться за справедливость всегда было трудно. Не “сегодня”, а “вчера” было намного труднее. “Вчера” вас могли посадить, “позавчера” – расстрелять. И вообще, надо меньше употреблять слово “бороться”, надо просто делать свою работу. Поспокойнее относиться к тому, что ты делаешь и как тебя оценивают, и не строить из себя героя. Просто делайте. А не удается, значит, не удается. Но одно я вам рекомендую: один из моих любимых фильмов “Пролетая над гнездом кукушки”. Там есть сцена, когда герой Николсона пытается оторвать умывальник. У него на лбу вздуваются вены, ему не хватает сил. Он поворачивается, чтобы уйти, ему вслед смеются, а он поворачивается и говорит: “At least I tried” – “По крайней мере, я попробовал”. Когда я посмотрел этот фильм, то понял, что это ответ на все мои вопросы. Надо пробовать. Необязательно, чтобы все получилось, но важно попробовать. Вот я считаю, что так надо относиться ко всему.

19.12.2022
«Тачка цвета кроvи»: о журналистах, которыми мечтают стать дети
В Москве состоялась премьера фильма Мокея Русинова о героях Тольятти
11.10.2022
Гаджеты: не больше часа в день!
Почему смотреть видео в одиночку - вредно?
14.12.2022
«Фотография, сделанная вчера, - уже часть истории»
Где найти и как использовать архивные фото, рассказал заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ Олег Бакулин
27.11.2023
Стартапы времен Петра I и современные российские предприниматели
Приоритеты технологического развития России обсудили на Всероссийском форуме технологического предпринимательства