Космос ближе, чем мы думаем – его можно создать с помощью виртуальной реальности. Подробнее об этом можно было узнать 9 октября на лекции научного сотрудника механико-математитического факультетак МГУ имени М. В. Ломоносова Виктора Чертополохова. Лекция прошла в рамках Всероссийского фестиваля НАУКА 0+.
В начале лекции Виктор провел небольшой дискурс в историю летательных и космических тренажеров. Идея создать первые тренажеры появилась в конце XIX века. Для безопасности они летали низко над землей, но все равно некоторые из них пропадали. Также применялся достаточно необычный тренажер, в котором две бочки, поставленные друг на друга, управлялись людьми. Затем появились уже автоматизированные тренажеры. В NASA для подготовки использовали авиацию. В самолет ставили еще одну кабину, в которой сидел космонавт, а пилот имитировал траекторию полета в космосе. В 1960-е годы стали применять платформы Стюарта – основной тип тренажерных систем.
Также лектор рассказал о том, как развивалась технология виртуальной реальности. Шлемы, похожие на современные, появились в 1980-е годы. Затем уже стали развиваться камеры глубины, которые снимают видео, где в каждом пикселе хранится не цвет, а расстояние до объекта в этой точке. Кроме того, появился нейросетевой подход – анимация.
Виктор Чертополохов отметил, что для применения VR в сфере космонавтики нужно синхронизировать имитацию механических воздействий и визуализацию. У человека есть взаимосвязь между вестибулярным аппаратом и зрением. В ответ на вращение глаза автоматически вращаются в другую сторону. Этот механизм помогает читать билборды при движении на автомобиле, поэтому очень часто используется наружная реклама. В виртуальной реальности это становится проблемой: если идеально не соединить движение и зрение, возникает эффект укачивания.
Сейчас системы на основе шлемов используются, чтобы имитировать работу на станции и внекорабельную деятельность, потому что они осуществляются по особам правилам. Например, нельзя отцепить крюк, если он единственный прикреплен к кораблю. Также шлемы используются для моделирования поверхности Луны, планет Солнечной системы. В 2013 году в России сделали шлем для использования внутри центрифуги.
Еще Виктор призвал слушателей заниматься VR, даже если космос не является их основной специализацией: