Висит груша – нельзя скушать

Предыдущая статья Следующая статья

Петр Баранов рассказал о роли еды в искусстве
Автор:

Выпускник МГУ, член ассоциации искусствоведов, член объединения московских скульпторов (Московское отделение Союза художников РФ) Петр Баранов с 2016 года является куратором в фонде развития современного искусства. Одна из его лекций называется «Алюминиевые огурцы на брезентовом поле» (использована строчка из песни В. Цоя). Автор знакомит слушателей с самыми известными скульптурами, посвященными еде, а также говорит о влиянии гастрономии на современную скульптуру.

©DimitrisVetsikas//pixabay.com

Лекция названа так неслучайно. Баранов рассказывает о тенденциях в современной скульптуре, и именно  строчка из песни  Цоя лучше всего иллюстрирует и тематику, и направление разговора.

 Современное искусство использует достижения предшественников, и это естественно. Хотя современные вещи существенно отличаются, например, от  произведений античности, связанных с едой. Античная скульптура, по словам Баранова,  намного  сложнее по исполнению. Сейчас арт-объекты, в которых используются продукты, восхищают  простыми решениями, а не сложностью форм. Кстати, чаще всего скульпторы прибегают к теме еды при украшении города.

В европейских странах существует множество скульптур, посвященных еде, но самые популярные  – это фрукты – груши и яблоки. Как объясняет Петр Баранов, такой выбор демонстрирует неиссякаемый интерес художников к библейским сюжетам. Самой известной скульптурой-фруктом является яблоко Церетели. Оно сконструировано так, что в него можно зайти, увидеть изнутри и попасть «в райский сад героев библейских сюжетов». Таким оригинальным способом скульптор еще и просвещает современных зрителей.

«Очень часто при поступлении в художественные ВУЗы или школы рисуют шарик. Шарик и есть яблоко, это первоочередная скульптура, основа основ. От нее все пошло», − объясняет Петр Баранов.

Любая скульптура, которую мы видим в городе, несет в себе  определенный смысл.  Хотелось бы, чтобы люди помнили об этом и старались понять суть увиденного. «Безусловно, есть скульптуры, которые являют собой символы нашей страны в гораздо большей степени, чем еда», хотя, по мнению Баранова,  памятники продуктам питания тоже отражают большой пласт культуры страны в целом. К примеру, скульптурная композиция Арсена Аветисяна в городе Зеленогорске посвящена буханке черного хлеба – 125 граммам, которые спасали многие жизни во время блокады Ленинграда.

В конце лекции Петр Баранов отметил, что, если идея, заложенная автором, считывается людьми, значит, скульптор достиг желаемого результата, а что послужило для него объектом  – уже второстепенно.

16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
12.02.2023
Наука и дипломатия
В Курчатовском институте обсудили перспективы развития научной дипломатии
15.04.2024
Мир, дружба, кибергуманизм
Фиджитал-выставка «Город Сад: Мультивселенные» в центре Современного искусства М’АРС
18.04.2022
«Первый Оскар» на российских экранах
Посвящается фронтовым операторам времен Великой Отечественной войны