Выпускник МГУ, член ассоциации искусствоведов, член объединения московских скульпторов (Московское отделение Союза художников РФ) Петр Баранов с 2016 года является куратором в фонде развития современного искусства. Одна из его лекций называется «Алюминиевые огурцы на брезентовом поле» (использована строчка из песни В. Цоя). Автор знакомит слушателей с самыми известными скульптурами, посвященными еде, а также говорит о влиянии гастрономии на современную скульптуру.
Лекция названа так неслучайно. Баранов рассказывает о тенденциях в современной скульптуре, и именно строчка из песни Цоя лучше всего иллюстрирует и тематику, и направление разговора.
Современное искусство использует достижения предшественников, и это естественно. Хотя современные вещи существенно отличаются, например, от произведений античности, связанных с едой. Античная скульптура, по словам Баранова, намного сложнее по исполнению. Сейчас арт-объекты, в которых используются продукты, восхищают простыми решениями, а не сложностью форм. Кстати, чаще всего скульпторы прибегают к теме еды при украшении города.
В европейских странах существует множество скульптур, посвященных еде, но самые популярные – это фрукты – груши и яблоки. Как объясняет Петр Баранов, такой выбор демонстрирует неиссякаемый интерес художников к библейским сюжетам. Самой известной скульптурой-фруктом является яблоко Церетели. Оно сконструировано так, что в него можно зайти, увидеть изнутри и попасть «в райский сад героев библейских сюжетов». Таким оригинальным способом скульптор еще и просвещает современных зрителей.
«Очень часто при поступлении в художественные ВУЗы или школы рисуют шарик. Шарик и есть яблоко, это первоочередная скульптура, основа основ. От нее все пошло», − объясняет Петр Баранов.
Любая скульптура, которую мы видим в городе, несет в себе определенный смысл. Хотелось бы, чтобы люди помнили об этом и старались понять суть увиденного. «Безусловно, есть скульптуры, которые являют собой символы нашей страны в гораздо большей степени, чем еда», хотя, по мнению Баранова, памятники продуктам питания тоже отражают большой пласт культуры страны в целом. К примеру, скульптурная композиция Арсена Аветисяна в городе Зеленогорске посвящена буханке черного хлеба – 125 граммам, которые спасали многие жизни во время блокады Ленинграда.
В конце лекции Петр Баранов отметил, что, если идея, заложенная автором, считывается людьми, значит, скульптор достиг желаемого результата, а что послужило для него объектом – уже второстепенно.