Текст: Илья Шумин
В рамках открытого фестиваля урбанистики «MoscowUrban FEST» в Медиацентре парка «Зарядье» была прочитана лекция антрополога Никиты Петрова «Коллективная память: рассказы москвичей из прошлого». Слушатели узнали о разных видах памяти и о том, как устроены их механизмы.
В начале лекции Никита Петров рассказал, какие виды памяти существуют.
Коллективная память. Она играет роль групповой морали. Её важное свойство – редактируемость. Замените учебники истории – изменится коллективная память. Впрочем, известен случай буквального её редактирования. Во время Великой Отечественной войны москвичи вырезали имена аристократов на Бородинском мосту, кроме имени Кутузова, и заменили именами крестьян.
Социальная память. Для неё характерны разрывы – так называемые «historical gaps». Через такие разрывы память девальвируется, поэтому важно их восстанавливать.
Коммуникативная память. Она также называется «живой». Это память сохраняется на протяжении трёх – четырёх поколений. Переезд из коммунальной квартиры можно помнить из частых рассказов своих старших родственников. Мы в нём не участвовали, но, не раз слышав о переезде, помним о нем.
Также не стоит забывать о памяти в привычном значении этого слова, то есть об индивидуальной памяти. Эта приватная память связана с понятием ретротопии.
Все виды памяти не являются неизменными. Воспоминание, забвение и постоянная переработка – три процесса, протекающих в сфере памяти.
Одним из неоспоримых плюсов инфраструктуры памяти для государства является то, что памятью можно управлять. Государство делает это с помощью памятников и музеев. Школьные учебники истории – прекрасная возможность для манипулирования. Это не обязательно означает, что государство стремится переврать факты. Феномен таков, что официальная история сохраняет победы. Что такое Вторая мировая война для России? Для США? Для Великобритании? Это победа, причём для всех.
В этой фразе раскрывается государственное управление памятью. И, действительно, коммунизм потому и смотрит в будущее, что хочет быть как можно более уверенным в себе.
Ментальная карта – схематичное изображение важных объектов для жителей района или его части. Знаменитый магазин, парк как место для проведения досуга или только метро. Между такими объектами пустые зоны, в отличие от обычных карт. Для жителей каждого района существуют свои доминанты. Рисование ментальной карты – это попытка понять, как вы осваиваете пространство. Стратегии перемещения по городу можно определить с помощью ментальных карт. На их составление влияют и звуки, и запахи.
Например, в былые годы в Москве существовал завод «Красный богатырь». Там изготавливали резину, производство которой сопровождалось специфическим запахом. Он стал своего рода изюминкой Богородского района, его характерной приметой. Жители могли по запаху различить, какая резина изготавливается на заводе. Говорили: «Богатырь» галоши жарит». Завода уже нет, а запах остался как специфика Богородского 1970-ых годов.
Любопытная история связана с Калужской площадью, где стоит памятник Ленину. Это место называлось «поганищем». Почему? Дело в том, что раньше там можно было подраться на мечах и там был «поганый Ростикс», где собирались толкиенисты. Коллективная память о «поганище» не ушла в прошлое: на стенах общепита (там, где раньше был тот самый «поганый Ростикс») последователи толкиенистов рисуют граффити.
Неофициальные названия кодируют современную структуру города. Фундаментальная библиотека МГУ – это именно библиотека, место, где читают. «Фундук» – то же самое, только в «Фундуке» скорее общаются, чем читают.
Сейчас существует несколько проектов, направленных на исследование памяти. Если изучать такие большие города, как Москва, то выясняется, что каждый район окружён системой историй, которые поддерживают идентичность его жителей. Границы таких районов связаны с какими-то местами (например, стекляшка, дом с жёлтенькими балкончиками), важными для жителей и зачастую незначительными с официальной точки зрения, то есть с точки зрения административного деления. Эти места формируют значимый образ района для его жителей.
Никита Петров рассказал о проекте «Историческая память» (https://pastandnow.ru/). Его участником может стать каждый. Участники собирают неофициальные истории о прошлом. Они выступают в роли интервьюеров, однако быть обычным интервьюером недостаточно. Нужно быть исследователем, корректировать вопросы, формировать новые.
Проект могут использовать все, кто интересуется прошлым своего района, особенно он будет полезен для экскурсоводов. Проект рассказывает о том, что не входит ни в какие сводки, что не освещают никакие СМИ. Воспоминания людей не редактируются – проект будто позволяет услышать звучащую речь.
Проект о видах памяти не остается в рамках виртуальной карты. Он готов реализоваться как в крупных музеях, например «Музей Москвы», так и в небольших, районных. Проект можно осуществить в городском транспорте. Может быть, через несколько лет мы увидим вагоны метро, посвящённые разным районам. Может быть, мы будем сканировать истории с помощью QR-кодов, размещённых на домах и объектах. Количество городов, входящих в проект, будет увеличиваться.
Исследования в области памяти – это не «вещь в себе», а вопрос нашей идентичности. Ибо, как справедливо сказал историк Франсуа Артог, «моменты конструирования идентичности начинаются с поименования своего места памяти».