Счастливое студенчество начинается с хорошего тьютора

Предыдущая статья Следующая статья

О работе тьюторов первого курса рассказали студенты разных вузов России

Страх не найти друзей, сомнения в своих силах и заблаговременная паника перед зимней сессией - вот, с чем сталкиваются многие первокурсники после поступления в вузы. И, поскольку все преподаватели и члены студенческих организаций когда-то тоже были на месте неопытных новичков и понимают их проблемы, администрации университетов России начали вводить специальные программы помощи первокурсникам. Тьюторы, кураторы и наставники в лице старшекурсников по всей стране помогают новоиспеченным студентам найти друзей и не потерять себя в первые месяцы учебы. 

Корреспондент «Журналиста Online» поговорила со студентами-тьюторами и первокурсниками разных университетов о принципах работы наставников, миссии на факультетах и эффективности программы помощи новым студентам для быстрого вступления во взрослую жизнь.

Денис, 3 курс, МГУ

©Фото из личного архива героя

С начала обучения я воспринимал тьюторство как интересный зарубежный формат взаимодействия студентов. Польза и эффективность программы говорят о ее современности и необходимости в большинстве вузов. Сам процесс помощи первокурсникам для меня - что-то очевидное, но такое необычное. Далеко не все университеты относятся к тьюторству с такой ответственностью и таким интересом. 

Помню себя и своих одногруппников на первом курсе: мы были такими потерянными и так долго адаптировались к новой жизни! Когда у ребят с первых дней в вузе есть надежный товарищ-старшекурсник, который не бросит и ответит на любой вопрос, им не приходится бегать по факультету и выискивать хоть кого-то, кто может помочь им. В этом году адаптация проходила намного эффективнее, потому что Студенческий совет ввел обязательные тимбилдинги, во время которых ребята могли познакомиться с тьюторами и проникнуться к ним доверием. 

Мои обязанности, как наставника, стандартные: помощь первокурсникам на факультете в плане коммуникации с администрацией, взаимодействие с учебной частью, сплочение группы и налаживание процесса вступления в новую жизнь. Чаще всего первокурсники просят дать характеристику тому или иному преподавателю или предмету, задают вопросы о домашних работах и учебниках. И если тьюторы не знают что-то из этого, их прямая обязанность - как можно быстрее получить необходимую информацию и поделиться со студентами.

За то время, что я являюсь тьютором, самой серьезной проблемой были разлады в группе. Мы с напарницей долго и упорно внушали ребятам, что им нужно держаться вместе, что легче сдать сессию в дружном коллективе, но в итоге за один вечер они поссорились из-за какой-то мелочи и разбились на небольшие группки. Если люди слишком разные и отношения их складываются хаотично, помочь не смогут даже тьюторы. Некоторые ребята просто не хотят учиться на ошибках других и жить с мыслью, что ближайшие два года им лучше держаться вместе. Но даже в таких группах мы стараемся время от времени примерять их и напоминать, что они противостоят одному врагу - сессии.

Алена, 3 курс, МГУ

©Фото из личного архива героини

О программе тьюторства на нашем факультете я узнала еще на первом курсе, но решила вступить в эту должность только спустя два года. Тогда мне казалось, что студенческая жизнь не для меня, а общение с первокурсниками будет занимать слишком много времени. Но, к счастью, после того, как у меня появились друзья из Студенческого совета факультета журналистики, я пересмотрела своё отношение к тьюторству и сейчас за мной закреплена группа чудесных первокурсников, которым я помогаю освоиться в нашем ВУЗе.

На факультете журналистики программа тьюторства с каждым годом становится всё полезнее и усовершенствованнее. Например, когда я поступила на первый курс, наставники не проводили со своими группами нужные и полезные тимбилдинги. Такая практика во многом помогает избежать дальнейших конфликтов и понять, кто из ребят близок тебе по духу. В этом году тьюторы факультета журналистики начали очное знакомство со своими группами уже со Дня первокурсника. Помимо организационных обязанностей, мы должны были уделить полтора часа играм и интерактивам на сближение. Для меня, как для тьютора, этот процесс имел огромный плюс - я быстро запомнила имена ребят и уже не называла Настю Катей, а Катю - Лизой. Это преимущество заметили и сами ребята.

Прошло не так много времени с момента начала учебного процесса, но я уже успела ответить на огромное количество вопросов о преподавателях, предметах и особенно списках литературы. Большинство первокурсников уже сейчас с опаской отзываются о зимней сессии и хотят знать, какие дисциплины требуют особой подготовки. Помню, как мы сами с ужасом смотрели на бесконечные списки античной и древнерусской литературы и не знали, к кому обратиться, чтобы понять, что из этого всего пригодится на экзаменах. Именно поэтому я с огромным удовольствием делюсь с первокурсниками своим опытом и знаниями, чтобы мои ребята не оказались в неприятной ситуации и готовились к сессии заранее.

Тьюторство на нашем факультете - это возможность найти новых друзей и просто интересных людей. Я нахожусь в постоянном поиске спикеров для интервью и уверена, что кто-то из моих первокурсников, а теперь и друзей, точно займется чем-то необычным, о чем мы вместе сможем рассказать миру. Тьюторство для меня - это не только про развитие личностных качеств, но и про профессиональный рост.

Виктория, 3 курс, МГТУ ГА

©Фото из личного архива героини

Уже второй год я являюсь частью команды наставников первокурсников в МГТУ ГА. Кстати, этот сектор появился в университете совсем недавно - его сформировали три года назад, и это заметно упростило жизнь студентов, только поступивших на свои направления. Этой осенью меня и ещё шесть старшекурсников распределили на работу с факультетом Управления на Воздушном Транспорте. В течение всего учебного года, то есть двух семестров, я буду взаимодействовать с закрепленной за мной группой, чтобы потом мои ребята уверенно отправились в свободное плавание на следующий курс. 

Обязанности наставников в нашем вузе не сильно отличаются от обязанностей тьюторов или кураторов в других учебных заведениях. Мы отвечаем на все интересующие студентов вопросы, занимаемся информированием своих групп, делимся с ними опытом и лайфхаками для более комфортного обучения. Наставники также владеют информацией о процессах, происходящих на факультете, являются посредниками между деканатом и студентами. По сути, мы должны знать всё и быть в курсе всего, чтобы обеспечить ребятам комфортное обучение и не “тормозить” процесс информирования - от вопросов с общежитием до нюансов выплаты льгот.

Мне нравится помогать, быть полезной и делиться с первокурсниками тем, что мне когда-то давали и мои наставники. Эта программа - отличная возможность познакомиться с новыми людьми, такими разносторонними, но связанными одинаковыми интересами, близкими по духу. Кстати, это совсем не исключает возникновение недопониманий в группах, конфликтных ситуаций, которые наставники также должны уметь быстро улаживать. Например, один из первокурсников неподобающе вел себя и с однокурсниками, и с преподавателями, хамил и угрожал им. В такие моменты наставник должен без промедлений проявить свой навык сглаживания конфликтов. Наверное, это главный и единственный минус, с которым я сталкиваюсь не так часто, поэтому искренне люблю свою должность и буду и дальше помогать ребятам-первокурсникам осваиваться в стенах нашего университета.

Елизавета, 2 курс, МГМУ им. И. М. Сеченова

©Фото из личного архива героини

Тьютором ЦРТ (Центра развития тьюторства - прим. редакции) я стала две недели назад и уже успела полюбить эту должность. Все первокурсники, с которыми я работаю - с моего педиатрического факультета, что значительно упрощает наше взаимодействие. Программа тьюторства в нашем вузе действует один семестр, то есть полгода. На своем опыте я убедилась, что этого вполне достаточно, чтобы ввести ребят в курс дела и познакомить с университетом.

Тьютором я решила стать, потому что ещё на первом курсе поняла, как нелегко приспосабливаться к новому формату обучения и взрослой жизни в одиночку, без помощи старшекурсников. К счастью, тогда у меня была замечательная наставница, благодаря которой я и “загорелась” идеей занять эту должность на втором курсе. Больше всего в этой деятельности меня радует отдача, когда я вижу, что мои знания оказываются полезными. Это очень вдохновляет! Кстати, помимо этого, в нашем университете за тьюторство дают дополнительные баллы для получения повышенной государственной стипендии.

Пул обязанностей тьютора довольно широкий: это и погружение ребят в университетскую жизнь, и помощь в социализации как друг с другом, так и между группами и потоками, ответы на все возникающие вопросы. Помимо организаторских обязанностей, тьюторы должны быть и координаторами: например, при необходимости отправлять первокурсников в МФЦ или социально-жилищный отдел.

Тьютор - это не только помощник, но и верный товарищ. Я могу быть для своих первокурсников другом, успокаивать их перед первым сложным коллоквиумом или выслушивать личные переживания, которые мешают положительному настрою и учебе. На специальных тьюторских часах мы с ними решаем все трудные вопросы, которые невозможно быстро уладить по переписке. В социальных сетях для своих ребят я тоже всегда на связи. Моя главная обязанность - доказать им, что в меде есть жизнь и много-много активностей!

Как тьютор, я стараюсь рассказать про наш вуз подробно и красочно, с примерами других студентов, чтобы заинтересовать первокурсников в университетской жизни. На первой встрече мы много общаемся и играем в игры на сплочение в парах и группах. Ребята говорят, что это очень помогает им узнать друг друга получше и сблизиться на первых порах. Я стараюсь участвовать с ними в диалогах в беседе Вконтакте, поддерживать разговор вживую и делиться полезностями, например, своими материалами, каналами на ютубе или профилями в социальных сетях, чтобы им было проще и удобнее осваивать программу.

Тамара, 2 курс, МГПУ

©Фото из личного архива героини

Куратором учебной группы я решила стать еще на первом курсе, когда только познакомилась с этой программой. Ребята-старшекурсники, которые работали с моим потоком, были очень отзывчивые и дружелюбные, поэтому, следуя их примеру, с сентября я тоже вступила в эту должность. В течение года я буду поддерживать связь с первокурсниками факультета педагогического образования, изучающими немецкий язык.

В нашем вузе эта программа особенно развита, потому что предполагает предварительные обучения кураторов и их аттестацию. В конце августа перед началом учебы МПГУ организовал нам невыездное многодневное мероприятие, в рамках которого будущие кураторы каждый день проводили в стенах университета по 10 часов, обучаясь на тренингах и мастер-классах. Нас не только погружали в основы кураторского ремесла, но и развивали личностные качества - умение планировать свое время, ставить цели и добиваться их. Как наставников, нас учили регулировать конфликты и распознавать их на самых ранних стадиях, собирать обратную связь и презентовать и себя, и университет перед первокурсниками. В конце обучения все кураторы проходили аттестацию, на которой должны были показать своё знание организационных нюансов и внеучебной деятельности. Так что, в нашем вузе эту должность занимают только самые целеустремленные студенты.

В первую очередь, я хочу помочь первокурсникам адаптироваться в университете и познакомиться друг с другом, потому что помню, как непросто вливаться в новый коллектив и университетскую жизнь после школы. Поэтому для меня важно не только информировать ребят и отвечать на их вопросы, но и регулировать их эмоциональное состояние, поддерживать в трудных ситуациях. Они, кстати, часто возникают и у самих кураторов. Например, мне было нелегко за первую встречу запомнить 20 имен, поэтому одну и ту же девушку я несколько раз назвала неправильно, за что было очень стыдно.

Для меня кураторство - это, конечно же, интересные знакомства, развитие лидерских качеств и совершенствование коммуникативных навыков. Мне нравится видеть, как ребята сближаются после упражнений на первичное и вторичное знакомство, испытывают эмоциональную разрядку и рефлексию во время наших разговоров и просто начинают чувствовать себя комфортно в стенах университета, который на ближайшие четыре года станет им родным.

Как к программе тьюторства относятся сами первокурсники?

Марина, 1 курс, МГУ

©Фото из личного архива героини

До знакомства со старшекурсниками почти все мои одногруппники относились к нашим будущим тьюторам настороженно, потому что не могли даже представить, какая она на самом деле - программа тьюторства. Мы были уверены, что наставники - это строгие студенты, которые будут относиться к нам как к несерьезным новичкам, боялись не найти общий язык с ними. Но как только девочки впервые написали в наш общий чат Вконтакте, все страхи и сомнения исчезли.

Первая встреча с тьюторами показалась и мне, и моим одногруппникам очень яркой и насыщенной. Правда, нам всем не хватило времени, очень хотелось пообщаться с наставниками подольше, узнать их получше и послушать рассказы об университете и факультете. К сожалению, санитарные нормы диктуют свои правила! Мне было легко идти на контакт с тьюторами, девочки оказались очень внимательными, понимающими и сопереживающими, вся группа почувствовала себя под крылом заботы. За первые дни нашей учебы мы стали очень близки с наставниками, не стесняемся делиться с ними своими впечатлениями, обсуждать наши первые шаги на пути к успеху и просить советы.

Программа тьюторства, прежде всего, нравится мне за возможность общаться. Для меня, как для первокурсницы, очень важно поделиться с кем-то своими эмоциями, не стесняться задавать интересующие вопросы. Если тьютор умеет быстро найти общий язык с группой, ребята быстрее осваиваются и могут обсуждать с ним всё, что их волнует. К тому же, программа тьюторства - это ещё и про знания. Наставницы нашей группы рассказывают нам про университет, его историю, биографию преподавателей, делятся фактами, которые нам по-настоящему интересно узнать.

Я уверена, что программа тьюторства в разы упрощает жизнь первокурсников, которые переживают и хотят быстрее освоиться в стенах университета. Благодаря старшекурсникам студенты, которые только начинают свой путь на нашем факультете, могут почувствовать себя в хороших руках наставников и не переживать, что что-то пойдет не так. Я бы хотела поучаствовать в программе тьюторства и считаю, что это отличная возможность помочь ребятам, которые поступают на журфак, возможность развить в себе новые коммуникативные качества. Мне будет очень интересно пройти этот путь еще раз, но уже в роли наставника.

28.03.2024
За Telegram-каналами — будущее
На журфаке МГУ открылась мастерская "Создание и продвижение Telegram-канала" от информационного агентства URA.RU
27.03.2024
Журналистика – наука обо всем?
На журфаке МГУ прошло заседание Межкафедрального научного семинара "Прохоровские чтения"
15.12.2023
"Стержень, который все держит"
Старший научный сотрудник психфака МГУ Анастасия Сиднева о современных исследованиях и серьезных академиках
24.11.2022
С днем рождения, кафедра экономической и финансовой стратегии!
24 ноября кафедра экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ отметила 15-летий юбилей