22 июня в Новой Третьяковке открылась первая выставка Laboratoria Art&Science. “Да живёт иное во мне” - международный science-art проект, посвящённый различным новым способам коммуникации с окружающим миром: бактериями, животными и растениями - а также с нейросетью и искусственным интеллектом. На выставке представлены работы российских и зарубежных художников, часть из которых интерактивная.
Внутри Третьяковской галереи на Крымском валу посетителей встречают залитый солнцем светлый зал и двое охранников: обязательно необходимо показать содержимое сумки и измерить температуру. Laboratoria Art&Science находится прямо справа от входа. Пожилая женщина за прозрачным стеклом проверяет билеты - и гости спускаются в полутёмный зал выставки “Да живёт иное во мне”.
Посетителей прямо у входа встречает громкий щебет птиц, а стену слева оплетают зелёные лианы. Это уже часть первой инсталляции - “Языка птиц” Елены Никоноле. Российская художница записала пение соловья и дала искусственному интеллекту проанализировать его. Таким образом, она создала переводчик, изучающий структуру птичьего языка.
Следующее, что бросается посетителям в глаза, - красочный большой экран напротив входа на выставку. Табличка справа на стене гласит: 0(rphan)d(rift), «Если бы ИИ был осьминогом». На экране переливаются различные оттенки розового, оранжевого и голубого. В круговороте цветов угадываются очертания моллюска. Это четырёхканальная видеоинсталляция, представляющая поведение искусственного интеллекта, обученного на восприятии осьминога и его адаптации к окружающей среде. Этот проект позволяет зрителю посмотреть на мир с точки зрения жителей океана и искусственного интеллекта.
Прежде чем отправиться гулять по основной части выставки, стоит посетить небольшую комнату справа от входа. Темнота помещения разрезается подвижной красной “лентой”, проецирующейся на тёмную стену. Это“Мираж” Ральфа Беккера, показывающий зрителям “сны” нейросети. Роботическая инсталляция считывает данные о магнитном поле Земли и затем в своих “снах” рисует его возможные облики. Эта работа позволяет гостям вступить в контакт с магнитным полем, которое является неотъемлемой частью нашей жизни, но о котором мы так редко вспоминаем.
Справа от “грезящей машины” располагается гудящая и потрескавающая инсталляция, центром которой является кристалл, - “Необязательные притяжения” под авторством ::vtol:: (Дмитрия Морозова) и Александры Гавриловой. Это своего рода автоматизированная сущность, познающая сама себе: машина измеряет токопроводимость на разных точках магнетита, являющегося центром инсталляции, и выводит полученные данные на экран в виде графиков.
Когда гости возвращаются в главный зал выставки, их внимание неминуемо привлекает инсталляция, занимающая большую часть помещения: стеклянные резервуары с растениями и грибами, соединённые между собой прозрачными трубками, часть из которых ведут к трём маскам на высоких стойках. Это “Earthlink” Саши Спачаль - замкнутая экосистема, состоящая из четырёх частей. Проект интерактивный: в маске можно вдохнуть воздух, обогащённый почвенными бактериями, улучшающими настроение; а можно поделиться своим углекислым газом, выдохнув его в колбу с самоочищающимися “лёгкими”. В своей работе художница из Словении наглядно показала взаимное влияние человеческого дыхания и окружающего мира.
Инсталляция справа тоже сразу бросается в глаза: это стол, на котором возвышается настоящая сосна, подключённая проводами к нескольким приборам на полу. Работа Агнес Мейер-Брандис “One Tree ID - Как предстать для дерева - другим деревом” направлена на взаимодействие любого гостя выставки и сосны. “Поговорить” с деревом очень просто: нужно всего лишь нанести на себя каплю специального парфюма из бутылочки на столе, нажать кнопку “старт” и занять свободное место - с этого момента начинается безмолвная беседа, построенная на обмене запахами.
На стенах можно увидеть ещё три объекта выставки. Первый из них - “Да живёт лошадь во мне” - представлен в виде двух фотографий и видеозаписи об эксперименте художницы Марион Лаваль-Жанте. Она решила преодолеть обособленность между людьми и животными - и смешала свою кровь с лошадиной. Второй объект тоже представляет собой видеодокументацию эксперимента. В нём Марина Абрамович изучала феномен невербальной коммуникации: передачи энергии исключительно при помощи длительного взгляда.
Третий видеопроект - “nimiia cetii” Йенны Сутела. На экране выводятся хаотичные ломаные и кривые линии, а в наушниках звучат странные, будто космические звуки. Это всё - новый язык, созданный художницей при помощи компьютерной интерпретации звучания “марсианского языка” и фиксации движений бактерий Bacillus subtilis natto, которые могли бы обитать на Марсе.
В углу зала есть проход в совсем небольшое тёмное помещение, где находится последняя инсталляция - “WannaScry!” Дани Васильева. Она представляет собой большой стеклянный шар, в котором отображаются лица и данные людей, светящиеся на одной из стен. Используя образ гадательного стеклянного шара, художник заставляет задуматься о приватности данных в интернете и особенно при участии в видеоконференциях. Инсталляция интерактивная: по QR-коду на стене можно присоединиться к видеоконференции и понаблюдать, как хрустальный шар “похитит” вашу информацию.
Посетители проходят путь через главный зал обратно ко входу и под переливы соловья покидают выставку “Да живёт иное во мне”. Если же вы захотите лично пообщаться с деревом, внести вклад в замкнутую экосистему или послушать марсианский язык - приходите в Новую Третьяковку до десятого октября.