“Этого не получить через учебник”

Предыдущая статья Следующая статья

IT-разработчик Айдар Галимов о возможностях технологий виртуальной и дополненной реальности в образовании

Цифровизация затронула практически все сферы человеческой жизни. Огромный прорыв в образовательную среду принесли технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR). И хотя они пока не способны заменить традиционные педагогические методы, но точно могут улучшить и упростить обучение. 

©https://pixabay.com/

О применении технологий VR и AR в образовании нам рассказал IT-разработчик Айдар Галимов.

- Какие возможности у технологий виртуальной реальности?

- Я считаю, что это одна из самых перспективных технологий 21 века. Мы еще не до конца понимаем, насколько это изменит само восприятие мира как такового. Если люди добьются высокой точности в моделировании виртуальных миров, то потенциально человек сможет начать жить не просто в цифровой реальности, а в абсолютно новых мирах. Он сможет делать все, что мог бы делать только во сне: управлять разными машинами, жить в обстановке своей мечты, летать, телепортироваться из одной точки в другую и даже больше.

- Нужны ли сейчас такие сложные технологии в образовании?

- Определенно да. Многие исследователи говорят, что систему образования пора менять. Современным студентам и ученикам необходима современная система. Нужно вводить новые технологии, новые форматы - контент нового времени. Чтобы знания усваивались лучше, обучающиеся должны иметь возможность взаимодействовать, наглядно видеть информацию и прочувствовать ее. Виртуальная реальность как раз дает эффект погружения. Такого не получить через учебник. Конечно, внедрять все это непросто. Часто нужно дорогое оборудование и обучение, как для преподавателей, так и для учеников. Многим образовательным учреждениям будет сложно подстраиваться под новые реалии. Для этого нужен поэтапный и всесторонний подход.

©Фото из архива героя

- Что изменится в образовании с применением технологий VR и AR?

- Самое важное то, что обучение станет интерактивнее, а восприятие информации - нагляднее и эффективнее. Школьные рюкзаки будут легче, а классы - технологичнее. Вы только представьте возможности технологий: можно отправиться в виртуальное путешествие и увидеть события и героев своими глазами. Можно проводить опыты и измерения, которые в обычной жизни проводить  невозможно или даже опасно. Можно детально и со всех сторон рассматривать предметы и материалы, произведения искусства или строение клеток. Можно прямо на стол выводить 3D-изображение, различные макеты и иллюстрации в любом масштабе. Такая визуализация дает более полное понимание о том, что и как работает. 

- В каких профессиях и дисциплинах уже сейчас нужно применять VR?

- Обязательно в изучении естественных наук: химии, физики, биологии и географии. Обязательно в профессиях, где требуются реальные прикладные навыки, но обучиться им трудно, так как это может быть опасно или требуется специальная техника. AR и VR пригодятся в любом обучении. Ну, а если говорить о реальных кейсах, знаю, что существуют центры, которые обучают электриков работать с линиями высокого напряжения с помощью VR. Обучают работе на сложном и опасном производстве, управлению различными машинами. В реальности оттачивать такие навыки может быть опасно для жизни. А в виртуальном мире можно получить полноценный опыт и настоящую практику без рисков и вреда. 

- Какие уже используемые технологии вы можете назвать?

- Одни из самых популярных на сегодняшний день - в видеоиграх. В них часто применяются технологии, чтобы погружать игрока в виртуальную реальность. И хотя большинство игр существует в коммерческих целях, они всё равно двигают индустрию. Уже сейчас создаются обучающие, интерактивные игры и симуляторы, с помощью которых можно познакомиться с историческими эпохами, персонажами, посмотреть на воссозданные чудеса света. Также музеи и выставки часто переводят в виртуальность. У Эрмитажа есть свой сервис, с помощью которого можно совершить виртуальную экскурсию по музею. Существует AR-планетарии, различные симуляторы и тренажеры. Компания МиГ использует VR тренажеры, обучая пилотов управлению и маневрам. Применяется симулятор, позволяющий отрабатывать технику стрельбы для учеников военных училищ. А, например, Самарский медицинский институт создал специальное приложение для хирургов, в котором с помощью виртуальной реальности они могут учиться проводить операции. 

07.07.2023
Журнал как произведение искусства
В ГМИИ имени А. С. Пушкина обсудили  переплетения журналистики и искусства на рубеже XIX-XX веков
04.03.2024
Журналист нового времени
На журфаке МГУ прошло вручение стипендии имени Анатолия Григорьевича Лысенко
16.11.2021
"Другие берега" вернулись из Америки в Россию
В Музее русского импрессионизма проходит выставка-исследование "Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»
09.12.2021
Как отмечают Новый год в разных странах?
От «Иронии судьбы» и салата оливье до грузинских застольных песен