В задачи режиссера входит контроль за работой всей съемочной группы, поэтому профессия эта одна из наиболее сложных и ответственных в творческой сфере. Чтобы снимать кино, важно обладать хорошим вкусом, харизмой, ораторским мастерством, умением убеждать окружающих и внимательностью. Режиссер должен проявлять инициативу, быть общительным человеком, ведь именно он несет ответственность за финальный результат съемок – готовую кинокартину.
Софья – начинающий режиссер с большими планами на будущее. Работа в сфере кино всегда была ее мечтой. В этом интервью Софья рассказала "Журналисту Online" о трудностях, с которыми может столкнуться съемочная команда, о своих первых короткометражках, а также о работе с журналистами.
Как начать снимать кино?
Главное не бояться и не придумывать отговорки, например: у меня нет профессионального оборудования, актеров и прочее. Если есть идея - то ее непременно нужно реализовывать, а не откладывать в «долгий ящик», ведь мастерства можно достичь лишь благодаря большому количеству практики, методом проб и ошибок.
Где сейчас учат на режиссёра?
В наше время существует множество курсов, которые могут дать нужные знания и навыки. Но если говорить о высшем образовании, тогда можно обратить внимание на ведущие вузы нашей страны - ВГИК, ГИТР, СПбГИКиТ и другие. Чтобы определиться с выбором учебного заведения и понять, какая методика обучения ближе именно вам, стоит изучить программы и посетить дни открытых дверей каждого из них.
А можно ли научиться самому?
Как говорится: «Научить режиссуре нельзя, а вот научиться можно», - эти слова каждый трактует по-своему, но мне кажется, что основной посыл заключается в том, что режиссёр учится всю жизнь, сама жизнь и является его главным учителем, уроки которого не стоит пропускать и оставлять без внимания. Также видение режиссёра формируется при просмотре и изучении других фильмов. Разумеется, обучаться самому можно и нужно, но при этом не стоит пренебрегать наставничеством более опытных людей, которые могут задать нужное направление и поделиться своим опытом. Также необходимо научиться работать в команде со съёмочной группой, в которую входят продюсер, оператор, звукорежиссёр и многие другие специалисты.
Какие фильмы считаешь гениальными?
Мне нравятся фильмы, над которыми можно подумать, которые стоит пересмотреть не один раз, и при каждом следующем просмотре они позволяют открывать для себя новые детали, подтексты, грани и смыслы. Также кино, способное вызвать катарсис, в моем понимании, несомненно гениально! Для каждого оно своё.
Что самое важное в создании композиции?
При создании композиции внутри кадра важно четко понимать свою режиссерскую задумку, то, каким характером будет наделена история, какое настроение необходимо задать.
С какими трудностями сталкивается режиссёр?
С каждой съемкой я открываю для себя много нового и интересного, но не обходится и без трудностей. Перед режиссёром стоит множество задач, особенно на этапе обучения, когда съемочная команда состоит всего из четырёх человек и необходимо следить почти за всем самому. Нужно грамотно распределить функции, найти общий язык с продюсером и оператором, иначе работа может стать утомляющей и не приносящей ни грамма удовольствия, что губительно для творческого человека. Часто приходится сталкиваться с проблемами в виде нехватки времени или финансирования.
А откуда берутся появляются киноляпы?
Существует множество причин, по которым могут появиться киноляпы. Начиная с элементарной невнимательности и заканчивая отсутствием возможности переснять ту или иную сцену по разным обстоятельствам.
Что делать, если сцены не склеиваются (не работает сценарий)?
Если говорить о ситуации, когда сценарий пишется без помощи драматурга, тогда здесь все зависит от того, какую тему вы выбрали. Режиссёр должен мыслить образами. Поэтому зачастую, если режиссёр сам пишет сценарий, он сразу видит в голове свой «снятый» фильм и переносит идею на бумагу, в таком случае сценарий должен работать. Но если образа в голове нет и даже раскадровка не помогает расставить все на свои места - тогда стоит ещё раз внимательно прочитать сценарий, прожить его, прочувствовать, что часто помогает найти нужное направление. Но всё-таки я бы советовала писать на те темы, которые волнуют, интересуют и вдохновляют именно вас, тогда вы всегда будете чётко знать, что хотите снять и как это показать.
Как относишься к актёрам, которые не могут сыграть с первого дубля?
Такие ситуации не редкость. Отношусь я к этому абсолютно нормально. Очень важно перед началом съемочного процесса поговорить с актером, указав на детали его персонажа, чтобы он понял свою роль и вжился в создаваемый образ.
Как строится работа с журналистами?
Так как я режиссёр игрового кино, мне приходилось участвовать в таких документальных работах всего два раза. Мы снимали интервью, где моими основными задачами было найти локацию, создать образ журналиста и следить за композицией внутри кадра.
Что для тебя ближе - игровое или документальное кино?
Мне ближе игровое кино. В этом направлении есть свобода творчества и возможность создавать свой собственный мир, так, как я его вижу и чувствую.
Что тебе нравится в профессии?
Профессия режиссёра многогранна и интересна, она способна дать свободу творчеству и воображению. Режиссёр - это человек, разносторонне осведомлённый, внимательно изучающий жизнь, с целью дальнейшего использования полученных знаний в своих работах. Люди, занимающиеся этим делом, обычно способны неординарно мыслить, зачастую находя креативные решения. У них есть возможность менять мышление людей, просвещать их, заставлять переживать, радоваться, испытывать всю гамму чувств вместе с персонажем на экране.
На данный момент мне больше всего нравится игровой комедийный фильм, снятый в канун нового года по мотивам советского кино. А сейчас мы с командой работаем над курсовой работой, которая представляет из себя короткометражный игровой фильм. Это сказка, воскрешающая легенду о спутнике и антиподе святого Николая - Крампусе.