Вопрос сохранения доходов в период самоизоляции стал одним из наиболее острых вопросов весны 2020 года. Представителям многих профессий пришлось самостоятельно найти выход из положения и подстроиться под новые правила. Мы пообщались с теми людьми, у которых эта “адаптация” прошла более чем успешно; узнали о том, где они черпали ресурсы, поддержку и мотивацию.
Яна Лукьянова — фотограф, занимается созданием фотоконтента для экспертов
“Я легко адаптировалась к дистанционному формату работы. Очень много усилий вкладывала в самообразование, поэтому не было времени на тревогу и переживания. Кроме того, у меня была финансовая подушка.
Пробовала разные варианты удаленного заработка. Сначала устроила бесплатную онлайн-фотосъемку для одной девушки, рассказала об этом и стала получать заказы от людей из разных стран. Также я делала фотографии для службы доставки еды — это было актуально в то время. Создала свой курс по сторис в Instagram; первый поток запустился в период карантина, второй закончился недавно, в июле 2020 года. Думаю, что буду и дальше поддерживать этот онлайн-проект.
Меня во многом поддерживало то, что я нахожусь в любящей, счастливой семье, рядом с близким и понимающим человеком, с которым точно не пропаду. Также я всегда могу поговорить с моими родителями, когда у меня возникают те или иные проблемы. Иногда мне нужно просто выговориться, ведь, как правило, решение я нахожу сама, а родные поддерживают тем, что могут выслушать.
Карантин дал мне понять, что во время таких ситуаций, когда нет возможности зарабатывать оффлайн, нужно придумывать что-то удаленное. То, что никак не будет зависеть от внешних факторов”.
Наталья Лянчук — персональный фитнес-тренер, выступающая спортсменка
“Когда началась самоизоляция и позакрывали всё, в том числе фитнес-клубы, — я действительно испугалась. Я очень активный человек, и запереть меня дома невозможно — без движения не могу. Мозг закипал: “Как теперь без тренировок?!”
Мои подопечные начали спрашивать, возможно ли как-то обмануть положение и продолжить тренироваться. Так, я решила запустить онлайн-марафон через платформу Instagram для всех желающих. Ежедневно — час прекрасной тренировки в домашних условиях на все группы мышц. Недели всем оказалось мало, конца самоизоляции не было видно вовсе; тогда я выпустила свой авторский курс тренировок и питания для тонуса мышц и похудения. Это было очень актуально во время карантина, ведь люди сидели дома неподвижно и ели все подряд от скуки.
Для меня опыт работы онлайн был новым, но я поняла, что попала точно в цель, так как отзывы получаю до сих пор. Сейчас у меня уже несколько курсов тренировок, в которые я вложила душу. Благодарные девушки — моя самая большая награда. В наше время — в эпоху Интернета и соцсетей — зарабатывать можно не выходя из дома; самоизоляция дала мне возможность этим воспользоваться”.
Илья Дискин — управляющий директор
“Наш бизнес заключается в предоставлении временного персонала для складских комплексов (комплектовщиков, контролеров, водителей складской техники, уборщиков). Сама бизнес-модель такова, что работа и до карантина была дистанционной; например, у нас нет офиса — в нем нет нужды. Рабочие, которых мы предоставляем, разумеется, обязаны быть на площадках; но руководители проекта, и я как управляющий директор, должны бывать на объектах лишь иногда, чтобы руководить ситуацией на месте и разрешать спорные моменты.
Из-за проблем с передвижением по городу на многих складах и производствах начался сильный отток работников. Но такие компании, как мы, — которые продолжили оказывать услуги и поставлять рабочую силу, — оказались “на коне”. У нашего бизнеса были именно те клиенты, которые в карантин не уменьшили, а, наоборот, увеличили объемы производства (тот же Утконос, например). Именно поэтому мы не только выжили, но и в два с половиной раза выросли. Хотя, многие компании из нашего сегмента рынка сильно пострадали, поскольку их клиентами изначально были те производства, которые в карантин закрылись (например, магазины мебели, одежды, обуви и прочих непродовольственных товаров). Можно сказать, что нам повезло — наши клиенты были из “удачных” отраслей.
Я бы не сказал, что карантин кардинально поменял мои взгляды на бизнес: модель осталась прежней. Правда, был небольшой мандраж из-за проблем с цифровыми пропусками: мы переживали, что не будет возможности выводить людей на объекты. К счастью, эти проблемы были решены. Сейчас, по окончании карантина, у нас наблюдается некий отток клиентов. Но мы не отчаиваемся, а работаем над тем, чтобы выходить на новые площадки, и к этому есть все предпосылки”.