В медиа должность очень мало говорит о том, что человек делает

Предыдущая статья Следующая статья

Директор сайтов "Shkulev media holding" Екатерина Квашенкина -
о том, как стать руководителем в сфере медиа

Несмотря на начало учебного года, многие студенты собираются попробовать свои силы и на рынке труда. Старшим курсам особенно важно понять, способны ли они стать главными редакторами.

Директор сайтов ELLE.ru, Elledecoration.ru, ELLEGIRL.ru, MarieClaire.ru, StarHit.ru, WDay.ru, Woman.ru, выпускница факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Екатерина Квашенкина рассказала «Журналисту Online» о том, как найти в себе талант журналиста-руководителя, и поделилась идеей для создания собственного медиа.

©Фото из личного архива героини

Как понять, что ты можешь стать управленцем в сфере медиа, например главным редактором?

Понять это можно по тому чувству, которое у тебя возникает, когда ты видишь что-то неправильное. Если ты приходишь в редакцию и тебе кажется, что это и то сделано неправильно, и, главное, ты можешь четко объяснить, почему оно неправильно и как сделать правильно, значит, у тебя есть задатки управленца.

Если у журналиста есть задатки руководителя, как ему дальше определить, кем быть: шеф-редактором, выпускающим редактором или еще кем-то?

Должность никак не выбрать: в конкретной редакции каждая должность значит что-то разное. Где-то шеф-редактор на деле может быть главным редактором ежедневной новостной службы, а где-то он будет отвечать только за сдачу макетов журнала в типографию один раз в три месяца. Выпускающий редактор может заниматься только, собственно, выпуском: минимальной проверкой заметок и нажатием кнопочки «в Интернет», а где-то строить всю стратегию работы с новостями. Очень разные варианты и все зависит от конкретной редакции – задачи, скрытые за должностью, у каждой редакции будут свои и нужно ориентироваться на месте. Студенту выбирать заранее должность точно не надо: можно мечтать, чем заниматься, но целиться на определенные должности в медиа не нужно, потому что они очень мало говорят о том, что этот человек делает.

Насколько глубоко будущему управленцу в сфере медиа нужно изучать маркетинг, смежные вещи и как много математических расчетов ему придется делать?

Маркетинг состоит из многих вещей: есть продвижение бренда, где, например, нужно договориться с радио о том, что оно расскажет про ваш журнал, а в журнале напишут статью про радио. Здесь практически нет никакой математики – это вообще бартер и договоренность между людьми, ближе к пиару. А есть уже история с дистрибуцией, где как минимум нужно анализировать аудиторию. Здесь математика нужна на хорошем школьном уровне, потому что уметь строить функции, обозначающие зависимости одних показателей от других, – полезно. Когортный анализ проводить – это нужно, полезно с точки зрения и анализа социально-демографических характеристик аудитории, и источников аудитории, и поведения, то есть – построения всей маркетинговой воронки: от первого контакта с пользователем до того, как он станет, например, вашим постоянным читателем или совершит то или иное целевое действие. Математические истории здесь работают. Владение Exel – спасает, потому что Exel позволяет проанализировать многие вещи. На Python тоже многие аналитические истории делаются. Анализ данных в маркетинге и медиа – это необходимая вещь, с которой придется сталкиваться, если хочется расти или как минимум понимать, кто вас читает и зачем. Даже обычному редактору стоит уметь анализировать данные в Exel и перестраивать их в разные графики, чтобы понять, как читают те или иные статьи. Готовая быстро ответить на подобные вопросы команда аналитиков есть далеко не во всех медиа. Поэтому да, обязательно нужно разбираться в Exel, знать Python – желательно, а математику – на хорошем школьном уровне.

Каким Вы видите идеальное взаимодействие между главным редактором и сотрудниками?

Идеальное взаимодействие руководителя и подчиненного или издателя и главного редактора ни в коем случае не тираническое, но и очень желательно не приятельское. Я в целом против приятельства на рабочем месте, особенно в медиа. К сожалению, в российских медиа какое-то время назад было очень много проблем, связанных по сути с коррупцией, построенных на слишком хороших отношениях – не стесняюсь этого сказать. Условно, издатель отправляет своего любимого редактора в кучу дорогущих пресс-туров, где он получает дорогущие подарки, а потом – использует страницы издания для того, чтобы об этом написать. Издание на этом теряет возможный рекламный доход, а потом вынуждено других редакторов увольнять, чтобы сэкономить. Причем увольнение, естественно, в таких случаях не имело отношения к профессиональным качествам, оставляли не лучших, а любимых. Это погубило немало медиа, и это, конечно, очень плохо, поэтому я резко против подобного приятельства, если хотите, кумовства. Я за нормальные деловые отношения: дружелюбные, демократичные, профессиональные; за полное равноправие в отношениях в медиа вообще. Здесь IT-опыт лично у меня сказывается: например, я со всеми на ты, и все со мной на ты, некоторые стесняются, но потом тоже начинают. При этом спокойно, ровно, но руководителю нужно уметь настоять на своем. Ты можешь иметь прекрасные отношения со своими коллегами, вместе с ними посмеяться, быть на ты и всегда быть открытым услышать их предложения, но бывают вещи, которые действительно надо сделать, а твой подчиненный говорит, что не хочет, не будет, [ему – прим. авт.] не нравится. Бывают случаи, когда нужно это преодолевать.

Какие темы сейчас актуальны для создания нового студенческого медиа?

Если бы я была студентом и сейчас создавала бы медиа, то это было бы медиа о корейских и турецких сериалах. Эти темы пользуются огромной популярностью у молодой аудитории, а студенты, естественно, знают молодую аудиторию, потому что сами к ней относятся. У них могло бы очень хорошо получиться рассказывать об этих сериалах тем, кому они также интересны, как и им.

14.12.2022
«Фотография, сделанная вчера, - уже часть истории»
Где найти и как использовать архивные фото, рассказал заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ Олег Бакулин
07.05.2023
Поисковый труд
О поисках бойцов 8-й дивизии народного ополчения Москвы отрядом "Вымпел-поиск МГУ"
09.10.2022
Когда работа не в радость
Как распознать профессиональное выгорание и справиться с ним
05.12.2022
В ожидании технологического превосходства
На Конгрессе молодых учёных прошла дискуссия о перспективах развития оборонно-промышленного комплекса