Ух ты, армянские мультики!

Предыдущая статья Следующая статья

Как живет современная мультипликация в Армении

АВТОРЫ: Татьяна Аветисян, Арсен Андраникян, Анна Арутюнян, Юлия Гудевич, Анита Жамкочян, Мариам Карапетян, Анна Константинова, Александра Согомонян, Лилит Хачатрян

Армянские мультфильмы были известны во всем мире, их отличал особый, сюрреалистический язык. Сейчас многие говорят о необходимости возрождения столь популярной развлекательной индустрии. Корреспонденты «Журналиста Online» побывали в мультипликационной студии Роберта Саакянца и поговорили с теми, кто создает современные армянские мультфильмы.​

Роберт Саакянц
©Журналист Online

Армянская школа мультипликации началась с известного режиссёра Роберта Саакянца. Его работы получали награды международных и всесоюзных кинофестивалей во Франции, Италии, Испании, Германии, Японии, а также в Киеве, Ереване, Москве и Таллине. Режиссер является автором таких полюбившихся мультфильмов, как "Три синих-синих озера малинового цвета" (1981), "Ишь ты, Масленица!" (1985), "В синем море, белой пене" (1984), "Кто расскажет небылицу?" (1982), "Ух ты, говорящая рыба!" (1983). Дело отца продолжил  сын – не менее выдающийся режиссёр-мультипликатор Давид Саакянц.

О студии

Давид Саакянц, директор и совладелец мультипликационной студии:

Студия была основана в 2010 году.  Продумывать, какой она должна быть, мы начали ещё с отцом. Но вместе осуществить этот замысел  не успели. После его смерти я вместе со своими единомышленниками все-таки решил открыть  студию. Организовали  курсы и мастер-классы для любителей мультипликации. И уже появились выпускники, которые помогают нам в реализации дальнейших проектов. Сначала мы рисовали в традиционном стиле, то есть на бумаге. Создавая "Анаит", параллельно пробовали делать мультфильмы в разных стилях, занимались перекладной и 3D-анимацией. После завершения "Анаит" (2010 – 2014), которая стала «флагом» нашей студии, сразу приступили к созданию второго полнометражного мультфильма "Олимпионик", рассказывающий о победе царя Вараздата в античных олимпийских играх. Есть надежда, что в этом году состоится его премьера. Удивительно, что эти мульфильмы вызывают интерес в других странах. 

Давид Саакянц
©Журналист Online

Наша маленькая команда, состоящая из пятнадцати человек,  справляется с таким объемом работы,  которую  в других студиях делают 50–70 человек. Вот, допустим, во Франции мы проводили ретроспективы мультфильмов Роберта Саакянца. Успех был феерический! Мы побывали на многих фестивалях. Для нас было открытием то, что в Колумбии, например, существует школа кино и анимации, где изучают советскую, в том числе и армянскую, мультипликацию.

Кого мы опросили среди аудитории мультфильмов
© Журналист Online
Какие мультфильмы люди смотрят
© Журналист Online

Как создаются мультфильмы

Эрнест Мурадян, художник-постановщик:

Все начинается с возникновения идеи. Когда есть идея, начинаешь думать, как её реализовать, как воплотить идею в мультик. Мы обсуждаем с режиссером все: какими будут персонажи, продумываем характер каждого, придумываем, в какую эпоху их поместить, как показать эту эпоху. Начинаешь книжки соответствующие читать, потом начинаешь делать какие-то зарисовки, подбирать цвета. Смотришь на своего героя и оцениваешь его возможности в соответствии со сценарием: сможет ли он двигаться так, как  задумано, сможет ли совершать те или иные действия? Иногда приходится руки удлинять или, наоборот, укорачивать и так далее. ​

Эрнест Мурадян
©Журналист Online

Есть персонажи, которые просто «рисуются» и сразу входят в фильм. Иной персонаж  делается месяц – полтора.  У нас как-то был персонаж, на создание которого ушло полгода. Бывало, что персонажей моих критиковали. Говорили: "Нет! Не то! Нет! Вот здесь надо еще что-нибудь добавить". И так несколько раз. Сначала ты обескуражен: непонятно, что делать, а потом все шаг за шагом встает на свои места: второстепенные персонажи помогают «сконструировать» главных,  сделать их более яркими.  Яркими, но при этом простыми – вот  над чем  работает наша команда, которая состоит из двадцати – двадцати пяти человек. Но это мало, очень мало. В других странах на нормальном полном метре по анимации работают около двухсот – трехсот человек. В Америке 1500 – 2000 человек. Поэтому они делают очень большой объем работы в течение двух лет. Мы уже четвертый год работаем над одним фильмом  (есть еще и проблемы с финансированием). Мы домой приходим только спать. Работа – второй дом.  Смотришь в окно: там дерево выросло, а ты даже не заметил.

Ани Шагинян, художник-аниматор:

Сначала пишется сценарий, потом художники придумывают персонажей. Затем «распределяем» сценарий и начинаем создавать анимации. Во время «рисованной» анимации прорабатывается каждый кадр. Аниматор оставляет фазы, после чего художники делают прорисовку, то есть персонажа создают контуром. Чтобы работа получилась достойной, я должна взять персонажа, который мне ближе, чтоб я представила, как я его двигаю.
В процессе создания мультипликации возникают трудности. Но если команда работает сплоченно и все с самого начала продумано, то ни с какими проблемами мультипликаторы не столкнутся.

О мультипликационной индустрии в Армении

м/ф «Ух ты, говорящая рыба», 1983 г.
© Журналист Online
м/ф «Кикос», 1979 г.
© Журналист Online
м/ф «Охотники», 1977 г.
© Журналист Online

Эрнест Мурадян, художник-постановщик:

Сложнее стало после  после распада СССР: нет больше государственных заказов. Все проблемы связаны с отсутствием финансирования. Бывали моменты, когда ничего не хотелось, руки опускались. Все бросить? Нет! Новый фильм снимаешь. Новые вещи делаешь. Это интересно.  Все-таки какие-то перемены к лучшему происходят. Современные технологии (например, оцифровка видео) дают больше возможностей. Но холст, бумага, акварель и сейчас не потеряли свою актуальность.

Когда на работе надоедает рисовать по стеклу  пластмассовым карандашом, бежишь домой, открываешь акварель. Хотя бы пару капель на бумагу размажешь, что-то нарисуешь – и уже на душе спокойнее. Это как наркотик. Без этого нельзя. Без бумаги нельзя никак. 

Раньше мы смотрели только на экран в телевизоре, а сейчас этих телеэкранов стало больше. Даже в кармане есть маленький телеэкран. Везде нас окружает анимация. Даже в телефоне –  анимация. Так что перспективы в любом случае есть.

Мы надеемся, что наши мультфильмы будут популярны и в других странах. Мы стараемся. Думали, что «Анаит» в переводе выйдет за пределы Армении. Но, к сожалению, из-за проблем с финансированием этого не произошло. Фильм так и остался на армянском языке. Хотя он сейчас в интернете, в Москве  все владеющие армянским могли его посмотреть.  Тема у нас армянская, хотя  «Дисней» снимает и на американские, и на китайские темы. "Мулан", который они сняли, разошелся по всему миру. Мы стараемся, чтобы получилось так же.

Давид Саакянц, директор и совладелец мультипликационной студии:

Мне очень трудно судить о том, будет ли развиваться армянская мультипликационная индустрия, и давать оценку тому, что сейчас происходит. Мы сейчас делаем работу, которую до нас ни одна  студия в Армении и не начинала. Даже мой отец – Роберт Саакянц – уклонялся от предложений сделать полнометражный мультфильм. Мы сотрудничаем со многими композиторами и певцами, актерами. Мне, как аниматору, нравятся разные мультики. Главное, чтобы в них был некий смысл. Я больше симпатизирую старым мультфильмам. Во-первых, они профессионально сделаны, во-вторых, они очень познавательны. Из зарубежных, как ни странно, мне нравится американский мультипликационный сериал "Cимпсоны" (1989).  Я считаю, что работы Disney просто безупречны.

По моему мнению, самый главный минус в современном мире анимации – это засилие ширпотреба и халтуры. Но есть и плюсы: спектр анимации стал гораздо шире за счет компьютерных технологий. Я надеюсь, что наши мультфильмы будут узнаваемы не только в Армении, но и  за ее пределами.

Нелли Аветисян, ассистент режиссера:

Мультипликационная индустрия в Армении сегодня находится не в самом лучшем состоянии. И дело не только в финансировании. Не хватает людей. Зачастую в создании мультфильма задействовано около 25 человек – это очень мало. Чем больше работников, тем лучше, потому что анимация – это дело трудное.

Нелли Аветисян
©Журналист Online

Я считаю, что мультики –  очень важный вид искусства, которому не уделяется должного внимания.  Среди молодежи и детей армянские мультфильмы не пользуются популярностью. Однако если сделать хорошую рекламу, спрос на анимацию появляется. Мы производим полнометражные мультфильмы, в том числе воспитательного характера, в них поднимаются важные нравственные проблемы.

Хочется, чтобы в производстве мультфильмов была заинтересована не только наша студия, но и государство, чтобы нам оказывали какую-то поддержку.  В связи с тем, что у нас нет возможности производить контент в большом количестве, на него отсутствует спрос; дети любят больше зарубежные мультфильмы, потому что их много –  на любой вкус.

К созданию  проектов мы относимся очень ответственно, например, озвучивать персонажей мы приглашаем популярных актеров и певцов, также наша студия сотрудничает с  известными композиторами. Многие дети слушают песни из мультфильмов, они становятся весьма популярными среди молодежи.

Ани Шагинян, художник-аниматор:

Сейчас в Армении  достаточно высокий спрос на анимационное кино. У мультипликационной индустрии Армении есть перспективы для дальнейшего развития.

Ани Шагинян
©Журналист Online

О пути в мультипликацию

Эрнест Мурадян, художник-постановщик:

Я не в Армении рос, я из Тбилиси. Потом поступил здесь в институт и здесь же остался. Я художник. Никогда не думал, что буду работать в мультипликационной студии. Как-то само получилось: звезды, как говорится, указали путь. С детства обожал разные мультики. Сейчас смотрю все, что выходит. Вы привыкли видеть коммерческие мультфильмы: полный метр, американские, «Дисней» – они все хороши. Но есть еще маленькие фестивальные фильмы, они намного интереснее и жизненнее. В них много того, чего нет в обычной, коммерческой анимации. Самые хорошие пробиваются в прокат, на сегодняшний день их  около ста. Они все яркие, все своеобразные. Вот как человеческие личности разные, то же самое с мультфильмами. Я художник-постановщик, поэтому, когда смотрю мультфильм первый раз, обращаю внимание на самое главное, самое ценное, а потом смотрю  второй, третий раз и «разбираю» на части.  Любой мультик по-своему интересен. Это меня вдохновляет на создание уже своих персонажей.

Ани Шагинян, художник-аниматор:

Я окончила художественный колледж имени Паноса Терлемезяна, отделение дизайна. Моей первой студией была «Monkey». Там я сделала мультфильм «Зармадаран» про Ара Красивого и Шамирам. Анимационная студия Роберта Саакянца – моя третья работа. Здесь я работаю над полнометражным мультфильмом «Olympionic».  Мультфильм будет длиться чуть больше часа.

Роман Кочарян, новый сотрудник студии мультфильмов:

Я в прошлом году закончил вуз. Учился на факультете программирования, прикладной информатики и никогда не думал, что буду заниматься созданием мультиков. Мой друг порекомендовал попробовать себя в этой области. Попробовал, у меня вроде бы получается, и мне очень нравится, просто еще недели нет, как я работаю в студии. Честно говоря, я не смотрел армянские мультики никогда, больше западные. Очень люблю «Гравити Фоллз», « Адвенчер Тайм», «Рик и Морти». В детстве любил "Ну, погоди!". Мне  там нравилась музыка, она очень веселая,  оригинальная, интересна «рисовка» и общая идея. Я постоянно пересматриваю его. У себя дома я  нашел этот мультик на пленке и через проектор смотрел без звука. Такое чувство ностальгии!

Мне очень нравится моя работа, я создаю конечную картинку, соединяя все части анимации, то есть фон и персонажей разных. Каждый персонаж отдельно прорисовывается, и к нему подбирается фон, музыка. В результате получается динамичная картинка, где каждый герой оживает и у него начинается своя жизнь.

Но не всегда все  удачно складывается с первого раза. Бывает много несоответствий  в движениях героев, не устраивают  подобранные цвета. Ошибки могут быть самые разные, поэтому необходимо все проверить и перепроверить.

©Журналист Online

И о вдохновении...

Эрнест Мурадян, художник-постановщик:

Чем вдохновляюсь? Вдохновляюсь, например, осенью, когда срывается лист и  падает на землю. Немного чтения, немного общения с людьми – это все вдохновение. Иногда бывают темные моменты: пропадает вдохновение и невозможно работать. Главное в этот момент – просто переждать, переключиться на  что-нибудь другое.

Вдохновение уходит и приходит. Иногда надолго оставляет и приходится работать без него. Что поделаешь? Надо! Когда есть готовый сценарий, начинаем работать над образами, обсуждаем с режиссерами, где будет происходить действие, делаем эскизы…

16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
19.07.2023
"Неужели без зарубежных брендов нельзя?"
На ВДНХ состоялась лекция о тенденциях развития модной индустрии в России
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
20.08.2023
Синефилы в Ясной Поляне
В Тульской области завершился выезд Школы кинокритики