На выставке, открывшейся 28 июня, объединены экспонаты из Третьяковской галереи, Пушкинского музея и Государственного Эрмитажа. Там представлены работы известных художников, среди которых картины Серова, Васнецова, Пикассо, Коровина, Ван Гога, Левитана, Ренуара, Гогена и Моне.
Раньше, до революции, впечатляющую коллекцию братьев Морозовых было не так просто увидеть: она была открыта только по воскресеньям и весьма недолгое время. После национализации в 1918 году она превратилась в целый музей и стала более доступной.
Несмотря на эти изменения, достать билеты на выставку в Пушкинский оказалось не так-то просто: в живой очереди нужно простоять несколько часов, а электронные билеты разлетаются на много дней вперед. Увидеть собранные Морозовым картины можно лишь до конца октября - это и есть причина ажиотажа и внушительных толп посетителей у входа в Пушкинский музей.
Экспозиция названа “Брат Иван” в честь младшего из братьев Морозовых. Часть коллекции действительно была собрана Михаилом, но после его смерти гораздо больший вклад в искусство внес именно Иван. Он продолжил дело брата и посвятил жизнь новому, угнетенному в свое время стилю - импрессионизму.
Младший из братьев водил знакомство с двумя российскими художниками - Сергеем Виноградовым и Валентином Серовым, которые периодически давали Ивану советы по покупке картин. Благодаря их дружбе с Серовым на выставке можно обнаружить немало полотен художника. В частности, он написал самый известный портрет Ивана Морозова, который находится в первой части осмотра и, можно сказать, открывает выставку.
В числе первых нас встречает и полотно Винсента Ван Гога - самое яркое в первом зале. Это “Море в Сент-Мари”, к которому я несколько раз возвращалась.
Вокруг картин этого нидерландского художника в особенности наблюдалось большое скопление людей, которые стремились разглядеть каждый мазок. Трудно было даже подгадать мгновение, чтобы красиво сфотографировать: около полотен Ван Гога ни на минуту не было пусто.
Иван Морозов так же, как и посетители, ценил работы художника. Первой купленной коллекционером картиной Ван Гога стало “Ночное кафе в Арле”, ныне являющееся одним из известнейших его полотен.
На экспозиции были также представлены три других его картины - это “Пейзаж в Овере после дождя”, “Красные виноградники в Арле” и “Прогулка заключенных”.
Кроме Винсента Ван Гога заметно популярен среди посетителей и другой художник - это Огюст Ренуар. Возле секции с его полотнами можно было наблюдать небольшую группу из самых маленьких любителей искусства. Дети расположились вокруг девушки-экскурсовода, которая в игровой форме воодушевленно объясняла слушателям суть импрессионизма. Я тоже невольно присоединилась к их команде.
Они рассматривали одну из картин, которую старший брат передал Ивану Морозову незадолго до своей кончины. Это полотно Огюста Ренуара “Портрет актрисы Жанны Самари”. Позднее Иван за большие деньги приобретет и эскиз данной работы, которая в то время шокировала критиков своим смелым цветовым решением.
“Видите, какие яркие краски использовал художник? Этими цветами он выражал свое впечатление от увиденного. ‘Impression’ по-французски как раз значит “впечатление”, поэтому такой художник и назывался импрессионистом!” Впервые я видела детей, которые, не отвлекаясь, внимали рассказу экскурсовода в музее.
На выставке интересно было наблюдать не только за маленькими слушателями, но и за посетителями в целом. От мала до велика - все с заметным удовольствием рассматривали полотна творцов и не переставали фотографировать.
В самом конце выставки можно обнаружить панно, созданное французским символистом Морисом Дени по заказу самого Ивана Морозова. Для него отведен отдельный зал, в котором можно пробыть очень долго, но все равно не рассмотреть все детали этих огромных полотен с античными сюжетами, написанными сочными красками.
Заказчик доверился творцу и предоставил ему возможность самостоятельно выбирать тематику для панно. Вдохновившись мифом об Амуре и Психее, Дени изобразил любовную идиллию. Художник также создал рисунки, по которым была сделана мебель для музыкального салона Морозова. Именно там и было размещено панно Мориса Дени.