Лабиринты памяти

Предыдущая статья Следующая статья

Выставка работ немецкого фотографа Томаса Деманда в Музее «Garage»

Выставка «Зеркало без памяти» открылась 30 сентября в Музее современного искусства «Garage» и будет ждать посетителей до конца января. Работы заставят внимательного зрителя переосмыслить свой взгляд на мир, задуматься о работе своей памяти, почувствовать реальность по-новому.

©Дарья Федосова / Журналист Online

Экспозиция занимает почти все пространство музея. Она разделена на смысловые блоки. На первом этаже – модели архитектурных построек, экспонаты, посвященные идее макетности. И это своего рода предисловие к выставке, ведь именно макеты, муляжи – центральная ось творчества Деманда.

Поднявшись по лестнице на второй этаж, гость окажется перед бумажным лабиринтом, в котором и спрятана основная часть экспозиции – фотографии. С первых же мгновений неподготовленный зритель заметит что-то неладное. Кадры жутковаты, от них веет чем-то искусственным, ненастоящим, но что именно не так– непонятно.

А дело вот в чем. Томас Деманд не снимает портреты, не поджидает с камерой случайных прохожих, в его объектив не попадают пейзажи. Фотограф, вдохновляясь изображениями тех или иных мест в прессе, создает их макеты из картона и бумаги в реальном масштабе. Именно эти модели и попадают в кадр, а затем разрушаются автором.

Томас Деманд, будучи фотографом, использует и живописные приемы. Создавая пространство, он не делает его точь-в-точь похожим на реальное: в его моделях отсутствуют детали. В то время как фотографии всегда изобилуют подробностями, часто мусорными. Деманд, как художник, фильтрует пространство, оставляя лишь важные для замысла детали. У этого хода есть и еще одна причина: цель автора – создать образ реальности, тот образ, который всплывает в памяти людей. А память всегда избавляется от мелочей.

© Дарья Федосова / Журналист Online
© Дарья Федосова / Журналист Online
© Дарья Федосова / Журналист Online

Но Деманд не лишает пространство всех деталей. Ведь, по его мнению, именно частности превращают абстрактное обобщение в конкретное место или предмет. Так, например, обычная чашка с кофе становится определенной, если кофе расплескался и оставил на стенках следы.

Фотограф часто выбирает сюжеты, связанные с громкими событиями нашего времени: с терактом 11 сентября, со вспышкой коронавируса, с бегством Сноудена. Деманд заставляет зрителя испытать дежавю, активирует его пассивную память. Даже если человек никогда не видел настоящей фотографии кухни Саддама Хусейна, он почувствует близость изображаемого – через бытовые предметы, через кастрюли и вилки.

Создавая свои работы, Томас Деманд воплощает иллюзии. Но он всегда дает зрителю понять, что на фотографии – не реальность. Например, делая макет, фотограф оставляет зазоры между деталями. Но главное – он лишает помещения человеческого присутствия, оставляя лишь намеки на него.

Все работы на выставке поделены на несколько тематических групп. Самая значимая – фотографии, посвященные важным событиям недавнего прошлого. Еще один интересный раздел – «Места искусства»: эти работы показывают мастерские художников, восстановленные Демандом по фотографиям. Отдельную часть лабиринта занимают своего рода этюды – работы, создававшиеся по случайным фото из смартфона самого автора. Например, бантик на заборе или рекламный листок на столбе.

Завершается экспозиция группой фотографий, сделанных Демандом специально для выставки в Москве. Они посвящены Эдварду Сноудену, а точнее, его укрытию в аэропорте Шереметьево. Эти работы предстали перед публикой впервые.

22.07.2021
Что стало с таксами Чехова?
История большой любви с печальным финалом
14.05.2024
Новый взгляд на войну в спектакле Юрия Грымова
9 мая в московском театре “Модерн” состоялся показ спектакля
“Человек с глазами Моцарта”
05.05.2024
"Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..."
Студенты-журналисты из МГУ и ДонГУ делятся историями родных, которые участвовали в Великой Отечественной войне
09.07.2023
"Верная супруга и добродетельная мать"
В Историческом музее была проведена экскурсия про жизнь русских дворянок в первой половине XIX века