«Лики модерна» в Третьяковской галерее

Предыдущая статья Следующая статья

В Инженерном корпусе Третьяковки проходит выставка, посвященная отечественному модерну

В Лаврушинском переулке проходит выставка «Лики модерна», на которой представлены знаковые отечественные работы этого течения. Произведения живописи, скульптуры, рекламные плакаты и афиши дают возможность прочувствовать мир, который мечтал о чём-то новом и грандиозном, в то время как настоящий мир был на пороге Первой мировой войны.

©Варвара Добрынина / Журналист Online
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Анны Ахматовой

Эта выставка – внеплановый проект главной галереи страны. Третьяковка готовилась принимать у себя работы Аксели Галлена-Каллелы, известного финского художника-модерниста, но в феврале связи с европейскими музеями оборвались; картины должны были доставить из Хельсинки. Поэтому Третьяковская галерея собрала проект, посвященный именно отечественным авторам. Некоторые работы долгие годы лежали в «запасе» и увидели свет только сейчас. Выставка изобилует интересными и незнакомыми для большого круга мастерами.

Русский модерн начинает отсчёт в 1896 году в Нижнем Новгороде с двух картин-панно Михаила Врубеля «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович и Волга» на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке. Эти полотна были написаны для декораций в театре, и это одна из главных особенностей: модерн дышал театральностью. Художники отстаивали своё право на свободу творчества, защищали свои идеалы и продвигали идеи. Они считали, что искусство должно дарить этому миру только красоту и делать обыденную жизнь ярче, а возможно даже противостоять ей. Гедонизм и отказ от академизма – вот к чему стремились модернисты.

©Варвара Добрынина / Журналист Online
Лики модерна

Обычно русский модерн раскрывался на известных представителях течения: Врубель, Сомов, - или на примере фестиваля «Русские сезоны» театрального деятеля Сергея Дягилева. На «Ликах модерна» же можно познакомиться с Исааком Бродским и его «Италией». Полотно писалось на острове Капри в гостях у Горького, мастер изобразил свою жену, дочь и сестру в образе цыганок. Создаётся ощущение, что смотришь вырезанную из спектакля сцену, а ослик в правой части полотна кажется и вовсе настоящим. Также представлены знаменитые портреты Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, выполненные художницей Ольгой Делла-Вос-Кардовской. Отдельный зал посвящен работам Василия Денисова, его отсылки к библейским и древнегреческим сюжетам на полотнах поражают своей оригинальностью. Художник оставил также большое графическое наследие и создавал эскизы театральных декораций.

©Варвара Добрынина / Журналист Online
Рекламные плакаты

В отдельный зал вынесены рекламные плакаты и афиши, которые дополняют представление не только о модерне в целом, но и об эпохе в принципе. Ведь рекламный плакат — это неотъемлемая часть визуальной культуры 1900-х годов, а принципы модерна в этом виде графического искусства стали основополагающими. Здесь можно увидеть рекламу подписки на журнал «Нева» (крупный еженедельник той эпохи) и афиши различных театральных постановок и маскарадов. Рекламный плакат был связующим звеном между искусством и зрителем: он  отражал вкусы обывателей и в то же время служил проводником самых модных и ультрасовременных идей в массы.

Эпоха модерна открылась в виде несвойственных техник и изображений, а также сопровождалась призывами к полной свободе для художников, но, к сожалению, разбилась о катаклизмы ХХ века.

Выставка «Лики модерна» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи продлится до 14 августа 2022 года. Билет можно приобрести по Пушкинской карте.

22.09.2022
Жизнь общажная
Откуда в ДАСе барабаны и что такое дасмаг?
09.01.2023
Экзамены на носу!
Преподаватели журфака МГУ рассказали, как успешно сдать сессию
17.03.2023
«Все новинки к non/fiction – это сливки сливок»
“Журналист Online” поговорил о книгах с критиком Натальей Ломыкиной
30.11.2023
"Настоящие специалисты могут спать спокойно"
Преподаватель курса по нейросетям Виктор Немченко ответил на вопросы об искусственном интеллекте и его применении в науке