Журнал на коленке

Предыдущая статья Следующая статья

Режьте старые журналы - создавайте новые!

Кто из нас хоть раз в жизни не задумывался о том, чтобы создать свой собственный журнал? Писать там обо всём, что хочется, вставлять красивые картинки и фотографии, клеить милые наклейки и засушенные цветы, а потом делиться им с друзьями и не бояться, что такой “полёт фантазии” окажется непонятым. Если вы всё ещё лелеете эту мечту, то обратите внимание на такой формат, как зин. Не знаете, что это? Сейчас всё расскажем.

©Евгения Владимирова / Журналист Online

В 1940-х в рядах американских поклонников фантастики появился Луи Рассел Шовене. Он принял участие в создании очередного полу-профессионального издания, которое было посвящено вымышленным научным достижениям, футуристичным космическим кораблям, пришельцам - словом, всему тому, что относят к научной фантастике. Своё творение он назвал фэнзином. До него подобный формат издания называли “фанмаги” и “леттерзины”, но названия не прижились. А вот “фэнзин” вошёл в употребление и, постепенно, покинув область научной фантастики, перешёл в другие сообщества.

Впрочем, Шовене не был тем, кто придумал зины, он лишь дал им ёмкое и запоминающееся название. Этот формат появился задолго до него. Ещё в 19 веке в США существовали ассоциации любительской прессы, которые публиковали малыми тиражами литературные сборники прозы и поэзии. Первые зины писались от руки, печатались на печатной машинке или воспроизводились при помощи примитивных способов печати. Тираж и объём таких изданий были небольшими, а тематика довольно узкой.

Формат пришёлся по вкусу читателям. Его переняли различные сообщества и субкультуры: панки, спортсмены, геймеры, ролевики, музыканты, художники, фанаты хорроров, фанаты комиксов и многие другие. Маленькие журналы “для своих” стали настолько популярны, что их создатели начали устраивать целые фестивали. В России, например, есть ежегодная выставка “ГРАУНД зин фест”, фестивали “Вкус бумаги” и питерский “Бумфест”. Существуют даже премии, которыми награждают создателей особо выдающихся зинов. Одна из них - Премия Хьюго, она вручается с 1956 года, но получить её могут только те издания, которые посвящены Sci-Fi тематике и соответствуют строгим требованиям Конституции Всемирного Общества Научной фантастики. 

©Евгения Владимирова / Журналист Online

В создании зинов всё очень серьёзно: есть свои редакторы, авторы, художники, издатели. За свою работу они, как правило, не получают никакой платы, потому что распространяются зины бесплатно или по символической цене за материалы или пересылку. Часто копии обмениваются на какой-либо вклад в номер, например, за создание иллюстрации или текста.

Существует несколько основных направлений зинов: новостные “ньюсзины”; “персонэлзины”, посвященные одному автору; “клубзины”, которые распространяются среди членов определённого клуба; цифровые “е-зины”, живущие исключительно в Интернете. Есть также профессиональные “прозины” - это настоящие журналы, которые даже выплачивают своим авторам гонорар за их работу.

Лепятся зины из всего, что попадается под руку. Помимо самих текстов в оформлении используются газетные вырезки, обрывки цитат, фотографии, знаки, различные аппликации, разноцветные штампы, некоторые выпуски целиком рисуются вручную. «Собрать тексты в номер - это долго, а вот склеить макет, гораздо быстрее, - примерно неделя. Мы делаем каждый номер вручную», - делится главный редактор литературного “ГЗИН’а” Рина Денисова. 

“ГЗИН” -  это литературный панк-самиздат обо всём, что происходит в мире современной литературы. Название «ГЗИН» - сокращённая версия «заумного» слова «Гзи-гзи-гзэо» из стихотворения Велимира Хлебникова:

«Бобэоби пелись губы, 

Вээоми пелись взоры, 

Пиээо пелись брови, 

Лиэээй - пелся облик, 

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. 

Так на холсте каких-то соответствий 

Вне протяжения жило Лицо». 

В журнале молодые авторы публикуют поэзию, прозу и статьи на литературные и окололитературные темы. Ребята создают хаотичный и местами сумасшедший, но запоминающийся арт-объект в каждом выпуске. «В «ГЗИН’е» мы следуем принципам олдового андеграудного самиздата, когда всё делается руками и печатается с максимально ужасным, нарочито «самопальным» качеством», - объясняет Рина.

©Евгения Владимирова / Журналист Online

Но не все следуют этому правилу. Популярность набирают зины, целиком состоящие из работ цифровых художников. Они печатаются на дорогой глянцевой бумаге и качественно оформляются, но при этом имеют довольно высокую цену. Для участия в таких арт-буках художники проходят через строгий отбор. Тема, как правило, узкая, часто такие зины делаются поклонниками сериалов, мультиков или игр. 

Так что, если вас всё ещё посещает мысль о создании своего собственного журнала, то попробуйте собрать и слепить зин. Вы всегда сможете найти читателей и единомышленников среди своих знакомых и друзей, а неравнодушные коллекционеры оценят ваше детище по достоинству.

Кто знает, быть может следующую премию за лучший зин присудят именно вам!

21.07.2020
Мы писали, мы писали…
Секретными способами ведения конспектов с «Журналистом Online» поделились студенты разных университетов
23.07.2020
Полотна оживают в Москве
От Айвазовского до Кандинского или как начать разбираться в живописи?
13.07.2020
Выход The Last of Us Part II: продолжение культовой игры
Корреспондент «Журналиста Online» - об успехе игры The Last of Us Part II
27.07.2020
“Этого не получить через учебник”
IT-разработчик Айдар Галимов о возможностях технологий виртуальной и дополненной реальности в образовании