Интеллектуальная литература для всех

Предыдущая статья Следующая статья

В Москве проходит международная ярмарка интеллектуальной литературы NON/FICTIO№24

1 декабря стартовала ярмарка NON/FICTIO№, которая проходит уже в 24-й раз. Комиксы, художественная проза, нон-фикшн, детская литература, книги по искусству и религии – со всем многообразием жанров посетители могут ознакомиться в Гостином дворе.

©Евгения Куренова / Журналист Online

Организаторы не случайно выбрали Гостиный двор. С XVI века он находился в центре событий: через него проходили дороги купцов, дипломатов и путешественников. Здесь торговали заморскими товарами и заключали сделки, узнавали последние городские новости, а в его павильонах находились городская биржа и лавки промышленников. По сути, это и есть центр торговли в Москве, своеобразный дом для ярмарок.

Я открываю дверь подъезда №4 и попадаю в огромный зал с высокими потолками и балюстрадой. Ярмарка открыта уже третий день, но людей так много, будто рой пчёл прилетел на сладкое. Но это вызывает только улыбку: книги всё ещё интересны людям. Гардероб не рассчитан на такое количество гостей, но это не смущает любителей литературы. Они стремительно проходят к стойке входа, желая как можно скорее изучить пространство. На входе волонтеры советуют взять программу книжной ярмарки, чтобы найти нужное издательство или лекторий среди 11-и секторов.

«Час в самом безумном месяце»

Моей первой остановкой был мастер-класс «Коллаж о себе» от Seasons Projects, цель которого — прислушаться к себе и заняться творчеством. «Сторожите стулья!», — с улыбкой произнес организатор. И действительно, за 10 минут до начала всё пространство заняли те, кто хотел заглянуть внутрь себя. Команда Seasons принесла всё самое необходимое: свои журналы, ножницы, клей и ватманы. И вот белый стол стал настоящим полем для полета фантазии. «У нас есть целый час в самом безумном месяце года. Давайте переведем дух, подумаем о себе и займемся творчеством», — начала мастер-класс Анастасия Александрова, психолог, редактор журнала Seasons и ведущая мастер-класса. Через 15 минут на столе не осталось белых «пятен», люди с головой ушли в процесс создания коллажа: рвали понравившиеся им картинки из журналов, что-то вырезали и клеили на ватман. Никакой гул ярмарки не смог отвлечь меня и остальных участников от сбора иллюстраций. С готовым коллажем можно было подойти к Анастасии и лично обсудить, что получилось.

© Евгения Куренова / Журналист Online
© Евгения Куренова / Журналист Online
© Евгения Куренова / Журналист Online
© Евгения Куренова / Журналист Online

Для самых маленьких

Мое внимание привлекло количество детских издательств. В этом году они заняли пять секторов. «Посмотри, это же сказки про мышонка Тима!», — сказала мама своей дочери, на что дочь быстро побежала разглядывать любимые книги. Но не только полюбившееся истории привлекали маленьких посетителей ярмарки, для них работали специальные лектории: «книжки на подушках», гостиная Плюс Kids и детская зона книжного сервиса «Строки». Их трудно было не заметить: дизайнеры оформили их в оранжевом цвете, чтобы сразу привлечь внимание детей. В «книжках на подушках» издательство «Самокат» устроило настоящий новогодний праздник с элементами интерактива: дети активно отвечали на вопросы, смеялись, пели знакомые им песни, а их родители расплывались в улыбке от праздника, который устроил «Самокат».
Рядом с амфитеатром, главным лекторием ярмарки, располагалась гостиная Плюс Kids, которую организовал Яндекс. Среди толпы и какофонии казалось, что это островок покоя. Родители могли перевести дух на мягких пуфиках, пока их дети писали письма Деду Морозу и делали новогодние маски.

А в детской зоне книжного сервиса «Строки» юные посетители погружались в мир аудиокниг и ярких иллюстраций на гаджетах. Пространство, digital-куб, оборудовано смартфонами, планшетами и наушниками — неотъемлемыми вещами для «поколения гаджетов». С их помощью организаторы знакомили детей с миром литературы, но уже в цифровом формате.

© Мария Анцкайтите / Журналист Online
© Мария Анцкайтите / Журналист Online
© Евгения Куренова / Журналист Online

Многообразие павильонов

После исследования детской литературы начинается самый сложной этап — изучение взрослой. В этом году в ярмарке участвует 307 крупных и малых издательств. Прогуливаясь по секторам, я заметила самые разные вещи: Фонд Ибн Сины вёл прямой эфир, а покупатели «Синдбада» активно раскупали новый роман Салли Руни. Нередкой была фраза «последняя возможность приобрести книгу», так как это правда: многим издательствам придётся отказаться от продажи и переиздания книг, которые попадают под запрет. Во многих павильонах находились и сами авторы, которые с радостью подписывали свои труды читателям и рассказывали о писательских планах.

Среди многообразия стендов один выделялся особенно – «Бомбора». Он был оформлен не в серый цвет, как подавляющее большинство, а в ярко-синий. По периметру развешаны неоновые вывески со «словами 21 века»: психология, хобби, саморазвитие, стиль, спорт. Это был очень удачный маркетинговый ход, ведь их павильон привлек больше всех покупателей. Не только модные слова бросались в глаза, но еще и зона, где можно было купить кофе. В Гостином ряду есть два кафе, но они загружены так, что даже чашку кофе приходится ждать 30 минут. А у «Бомборы» всё быстро и доступно. Своеобразный бонус для тех, кто тщательно осматривает ярмарку.

Если от этого стенда пройти вглубь, то в центре зала в секторе F можно увидеть пространства, стоящие особняком: павильон «Наука» и павильон «created_in moscow». В первом представлены научные и научно-популярные издания, относящиеся к точным, естественным и гуманитарным наукам. Ну а для тех, кто утомился изучать 307 издательств, создали чилаут-зону с матрацами, на которые можно лечь и послушать или посмотреть лекцию о космосе в наушниках. Ну а в павильоне «created_in moscow» представлены лучшие столичные издательства. Там есть возможность найти книги по искусству, истории и, конечно же, художественную литературу.

Также организаторы подумали и о тех, кому книги могут быть неинтересны. На ярмарке представлены издательства, выпускающие комиксы. Около этих стендов преимущественно были люди молодого возраста. Они с интересом разглядывали выпуски о супергероях. А для самых избирательных был открыт «Винил клуб», где можно найти пластинку любого исполнителя.

Проведя на ярмарке больше четырех часов, возникает ощущение, что и этого мало. Казалось, что нужно брать по максимуму: посетить больше лекций, мастер-классов, пообщаться с любимыми издательствами и, конечно, купить больше книг. Но NON/FICTIO№ - ежегодное мероприятие, а значит, впереди целый год, чтобы прочитать свои «запасы» и прийти за новыми книгами и впечатлениями.

07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
28.05.2022
Я — волк
Кинопрокатная компания Arthouse.ru представила фильм «Волк» Натальи Бьянчери
30.11.2023
"Настоящие специалисты могут спать спокойно"
Преподаватель курса по нейросетям Виктор Немченко ответил на вопросы об искусственном интеллекте и его применении в науке
04.06.2023
«Я очень хочу в космос!»
Актеры Варвара Володина и Беник Аракелян о съемках фильма "Вызов"