Взгляд изнутри и снаружи

Предыдущая статья Следующая статья

В Музее русского импрессионизма проходит выставка «Точки зрения»

Концепция проста и оригинальна: художники рубежа XIX–XX веков предстают перед посетителями такими, какими видели самих себя, и глазами современников – в портретах, автопортретах и фотографиях. Почти сотня картин, собранных из более чем 40 частных и музейных коллекций, показывают сложности и противоречия переходного периода русской живописи, крах старой идеологии и рождение новых идей, изменения восприятия человека в искусстве.

©Ульяна Симушкина / Журналист Online

Спускаемся по винтовой лестнице на минус первый этаж и сразу погружаемся в сложный и красочный мир рубежа веков. Перед нами появляется Илья Репин, изменивший русский портретный жанр, привнеся в него элементы импрессионизма. На автопортрете художник изобразил себя в сдержанной цветовой гамме в спокойной домашней обстановке. А рядом – портрет кисти его ученика Исаака Бродского, написанный в похожей манере. Репин хвалил автора, сказав, что сам себя узнает на картине.

© Ульяна Симушкина / Журналист Online

Нельзя пройти мимо Елизаветы Кругликовой, выдающегося художника-графика. На автопортрете тушью Кругликова облачена в мужской фрак, она – одна из первых женщин в Российской империи, позволивших себе так одеваться. Справа два портрета – сразу можно различить взгляд близкой подруги и влюбленного мужчины. На контрасте с крупными грубыми мазками Анны Остроумовой-Лебедевой, где героиня в синем рабочем фартуке выглядит даже мужеподобно, Михаил Нестеров изобразил очень изящную и тонкую женщину с аристократичными чертами лица.

© Ульяна Симушкина / Журналист Online
© Ульяна Симушкина / Журналист Online

На другой стене предстает душераздирающий Кустодиев. И на портрете Верейского, и на автопортрете он сильно страдает от заболевания спинного мозга, уже не встает с коляски, но продолжает работать. Борис Кустодиев показывает себя очень критично, но не желая вызывать жалось. Тремя годами ранее его изобразил Георгий Верейский. Тут он в домашней одежде, смотрит спокойно и утонченно, а инвалидная коляска замаскирована под кресло.

©Ульяна Симушкина / Журналист Online

В экспозиции много семейных портретов. Один из них – диптих Ольги Деллы-Вос-Кардовской. С одной стороны, он тяготеет к итальянскому возрождению, а с другой – к эстетике мирискусников. Портреты мужа и жены впервые за долгое время экспонируют вместе, наконец супруги смотрят друг на друга с картин. «They are like two cherries on a branch», – сравнивает их пожилая пара иностранцев.

© Ульяна Симушкина / Журналист Online

Выставка знакомит с необычной стороной Зинаиды Серебряковой. Представлено девять картин – восемь автопортретов и один портрет Георгия Верейского – и на каждой Серебрякова выглядит по-особенному: корчит рожи, примеряет национальный костюм, предстает в образе Арлекина, обнажает плечи. Привлекает внимание автопортрет 1906 года – она рисовала себя, будучи беременной, смелый и новый для того времени шаг. Серебрякова смотрит с полотна с глубокой нежностью, и от самой женщины будто исходит желтовато-голубой свет. Создается ощущение, что во всех картинах Серебряковой проскальзывает какая-то недорисованность, будто художница всегда бросает на последних штрихах, но это только добавляет ее работам какую-то особенную прелесть.  

© Ульяна Симушкина / Журналист Online
© Ульяна Симушкина / Журналист Online

«Смотри, какая тетя в красивом платье», – шепчет светловолосая девочка лет 5 своей сестре-близняшке. «Тетя в красивом платье» – это Елизавета Потехина, жена Роберта Фалька, а картина называется «Лиза в голубой шали». Работа очень важна для музея, картина реставрировалась специально для этой выставки и показывается впервые. Елизавета Потехина выглядит задумчивой и слегка улыбается. Картина совсем непохожа на окружающие ее автопортрет и еще один портрет Фалька. На автопортрете Потехина смотрит строго и как будто чем-то обеспокоена. На портрете творческие поиски Фалька – резкие углы, контрастные зеленые обои и малиновый жакет, отстраненный взгляд.

©Ульяна Симушкина / Журналист Online

Подходим к Наталии Гончаровой. В ее раннем творчестве на первое место выходит цвет и чувства, пример – «Автопортрет в старинном костюме». Мы не знаем, во что облачена героиня, по фактуре тканей и головному убору, напоминающего тюбетейку, экскурсовод предполагает, что это узбекский национальный костюм. Перед картиной стоит тактильная модель и фрагмент с вышивкой – такие же стенды поставлены у рядом с «Автопортретом с маской» Мартироса Сарьяна и «Портрета Ф.И. Шаляпина» Бориса Кустодиева.

Самые провокационные работы на выставке – автопортреты кистей авангардистов-конструктивистов Александра Родченко и Варвары Степановой. Посетители тут обычно останавливаются настороженно, даже на фоне разнообразных экспериментов XX века эти работы выглядит крайне эпатажно. «Портрет отражает не лица, а состояния», – поясняет экскурсовод. Действительно, узнать героев на картинах сложно – они будто собраны из линий и геометрических фигур.

Притягивает взгляд «Тревожно. Автопортрет с женой» Константина Чеботарева: 1937 год, обстановка накалена до предела, экспериментальная изобразительная манера – синтез лучизма и реализма как нельзя лучше отражает психологическое состояние героев и атмосферу. Сложное для героев время – как представителей левого искусства Чеботарева и Платунову не принимают в Московский союз художников, не дают работу. Платунова выходит словно из-за кулисья и напряженно вслушивается в телефонную трубку – любой звонок может оказаться последним, создается ощущение, что мышцы страшно натянуты, и даже рама в руках художника прорезает пространство.

©Ульяна Симушкина / Журналист Online

На три этажа выше проходит спецпроект «Точки зрения: Фёдор Шаляпин», на который можно пройти по тому же билету. Представлены портреты Шаляпина в жизни и в сценических образах, карандашные наброски самого певца и автопортреты, гипсовые фигуры и настоящие театральные костюмы артиста. На выставке можно увидеть афишу к опере «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова и послушать арию «Не плачь, дитя» из оперы «Демон» А.Г. Рубинштейна. Под экспозицию отведен целый зал, так что наверняка каждый сможет открыть для себя новые грани этой удивительной личности.

© Ульяна Симушкина / Журналист Online
© Ульяна Симушкина / Журналист Online
© Ульяна Симушкина / Журналист Online
© Ульяна Симушкина / Журналист Online

В экспозицию также вошли работы Виктора Барта, Анны Остроумовой-Лебедевой, Исаака Бродского, Надежды Удальцовой, Сергея Судейкина, Николая Кульбина и других авторов. Восхититься работами художников, проследить за развитием портретной живописи и сравнить способы представления человека на рубеже веков можно до 2 октября 2022 года.

26.10.2022
Высоко-высоко в горах
Искусство народов Кавказа приехало в Москву
20.08.2023
Нейросети на страже журналистики
На журфаке МГУ прочитали лекцию о том, как журналисты создают контент с помощью нейросетей
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
28.04.2023
«Хочу начать работать!»
На журфаке МГУ прошел ежегодный День карьеры